на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЩЕДРИН Родион Константинович (р. 16 XII 1932, Москва) - советский композитор, пианист и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1981). Деп. Верх. Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов. Род. в семье музыканта, отец - К. М. Щедрин - композитор и преподаватель муз.-историч. и теоретич. дисциплин. Первонач. муз. образование Щ. получил в Моск. хор. уч-ще (1945-1950). В 1955 окончил Моск. консерваторию по классам композиции у Ю. А. Шапорина и фп. у Я. В. Флиера, в 1959 - там же аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин). В 1965-69 преподаватель Моск. консерватории. Секретарь правления CК СССР (с 1962). Пред. правления CК РСФСР (с 1973). Уже в ранних сон. Щ. (хоры, камерно-инстр. ансамбли, цикл фп. пьес) обнаружились яркость и оригинальность дарования композитора, интерес к рус. нар. творчеству, в т. ч. к частушке. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. Щ. создал ряд крупных соч., в т. ч. 1-й концерт для фп. с оркестром (1954), 1-ю симфонию (1958), балет «Конёк-Горбунок» (по мотивам сказки П. П. Ершова, 1960), выдвинувших его в число ведущих мастеров сов. музыки. Заметным событием муз. жизни стала премьера оперы «Не только любовь» (по мотивам рассказов С. П. Антонова, 1961, Большой театр), воссоздавшей на муз. сцене мир послевоенной сов. деревни. С сер. 60-х гг. Щ., продолжая разработку разл. пластов рус. фольклора, синтезирует их с совр. приёмами композиторского письма - алеаторикой, сонористикой (см. Соноризм), элементами конкретной музыки. Крупным партитурам Щ. присуще сочетание эпической широты, поэтичности, озорного юмора и острой сатиры с глубокой трагедийностью, эмоциональным размахом. К числу значит. достижений Щ. относится монументальная 2-я симфония (1965), посв. памяти павших в битве с фашизмом. Новаторским подходом к трактовке вок.-симф. жанра отмечена «Поэтория» на стихи А. А. Вознесенского (концерт для поэта в сопровождении жен. голоса, смеш. хора и симф. оркестра). Важным вкладом в сов. муз. Лениниану стала оратория «Ленин в сердце народном» (на нар. слова и документальные тексты, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1969; Гос. пр. СССР, 1972), где используется, в частности, нар. манера пения. Популярность завоевали также хоры Щ. на стихи А. С. Пушкина, А. Т. Твардовского, А. А. Вознесенского. Ярко выраженный нац. характер носят концерты для оркестра. В «Озорных частушках» (1963) композитор продолжил разработку частушечного материала, а в концерте «Звоны» (1968, по заказу к 125-летию оркестра Нью-Йоркской филармонии) обратился к старинной рус. традиции колокольных звучаний. Мастерство инструментовки, тонкое чувство формы проявились в балете «Кармен-сюита» (1967, Большой театр), представляющем свободную транскрипцию муз. материала оперы «Кармен» Бизе для струнных и ударных инструментов. Значит. место в творчестве Щ. занимает фп. музыка - 3 концерта для фп. с оркестром (1954, 1966, 1973), соната (1962), цикл «24 прелюдии и фуги» (1970), «Полифоническая тетрадь» (1972), миниатюры «В подражание Альбенису», «Бассо остинато», «Юмореска», принадлежащие к лучшим образцам совр. пианистич. репертуара. В 70-е гг. центр творческих интересов Щ. сосредоточивается на муз. театре. Здесь рельефно раскрываются такие черты Щ., как масштабность концепций, образная конкретность мышления, чуткое постижение законов муз. сцены. Музыка балетов «Анна Каренина» (1972) и «Чайка» (1980), отмеченная драматургич. цельностью и глубоким психологизмом, создала предпосылки для новой трактовки выразит. средств хореографии. Крупным завоеванием сов. муз. театра стала опера «Мёртвые души» (либретто композитора по поэме Н. В. Гоголя, 1977). Важнейшую драматургич. роль в опере играет контрастное сопоставление двух муз. пластов: с помощью остросатирич. приёмов изображены помещики и чиновники; другой мелодич. пласт, выдержанный в духе старинных рус. нар. плачей, поэтично и возвышенно отображает образ народа. Отказавшись от использования в оркестре скрипок, Щ. заменил их камерным хором, придающим партитуре оперы своеобразную тембровую и эмоциональную окраску. Музыка Щ. отмечена этической значимостью, в ней звучат мотивы борьбы, жизнеутверждения. Композитор существенно обогатил и расширил выразит. возможности муз. искусства, его жанровый диапазон. Щ. обновил традиц. формы инстр. музыки. В симфониях и концертах он, как правило, отказывается от сонатной формы. Так, 1-я симфония имеет 3 части (Рондо, Токката, Тома с вариациями), 2-я представляет собой 25 прелюдий для оркестра, сгруппированных в контрастные по характеру части. 3 части 2-го концерта для фп. с оркестром носят назв. «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты». 3-й концерт имеет подзаголовок «Вариации и тема»; здесь тема излагается в финале произв.- как итог вариационного развития. Произв. Щ. вошли в репертуар многих пианистов, певцов, оркестров, хоров и муз. театров, записаны на пластинки. Щ. выступает как пианист, исполняя собств. соч. Его игру отличают отточенная техника, ритмич. организованность, рельефная фразировка, точное раскрытие замысла произведения. Щ. - автор многочисл. публицистич. и критич. статей, рецензий, вступит. статей к науч. и популярным изданиям. Участник жюри мн. междунар. конкурсов композиторов и пианистов. Чл.-корр. Баварской академии изящных искусств (ФРГ, 1976).
Соч.: оперы - Не только любовь (1961, Большой театр, Москва), Мёртвые души (либр. Щ., 1977, там же); балеты - Конёк-Горбунок (1960, там же), Кармен-сюита (1967, там же), Анна Каренина (1972, там же), Чайка (либр. В. Я. Левенталя и Щ., 1980, там же); для солистов, хора и орк.- оратория Ленин в сердце народном (слова народные, 1969), сатирич. кантата Бюрократиада (1963), Поэтория (концерт для поэта в сопр. жен. голоса, хора и симф. орк., сл. А. А. Вознесенского, 1968); для орк. - 2 симфонии (1957, 1965), 2 концерта (Озорные частушки, 1963; Звоны, 1968), симф. сюита из оперы Не только любовь (1964), Симфонические фанфары (Праздничная увертюра, 1967), Анна Каренина (романтич. музыка, 1972), Камерная сюита (для 20 скр., арфы, аккордеона и двух контрабасов, 1961); Фрески Дионисия (для камерного орк., 1981); 3 концерта для фп. с орк. (1954, 1966, 1973); сюита для кларнета и фп. (1952); для фп. - соната (1962), 24 прелюдии и фуги (1970), Полифоническая тетрадь (25 прелюдий, 1972), пьесы, в т. ч. Юмореска (1957), В подражание Альбенису (1959), Бассо остинато (1961); для голоса и фп. - 3 сольфеджио (1965), Страдания (слова народные, 1965); хoры, в т. ч. 2 хора на сл. А. С. Пушкина, 4 хора на сл. А. Т. Твардовского, 4 хора на сл. А. А. Вознесенского, Русские деревни (сл. И. Харабарова), 6 хоров (строфы «Евгения Онегина»), поэма «Казнь Пугачёва» (на сл. А. С. Пушкина); музыка к спектаклям драм. театров; музыка к фильмам, в т. ч. «Высота», «Нормандия - Неман», «Коммунист», «Баня», «Анна Каренина», «Сюжет для небольшого рассказа» и др.; транскрипция вок. цикла «Детская» Мусоргского для голоса и симф. орк. (1974).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь