на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧАВЕС (Chavez) Карлос (наст. фам. и имя - Pадуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико - 2 VIII 1978, Мехико) - мексиканский композитор, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. деятель. Обучался игре на фп. у П. Л. Огасона и М. Понсе, композицию изучал самостоятельно. В 1925-26 организовал в Мехико концерты совр. музыки. В 1928 основал симф. оркестр Мехико (позже - Нац. симф. оркестр; возглавлял его до 1949). Директор Нац. консерватории (1928-34), один из основателей Мекс. муз. издательства (1945), основатель журн. «Nuestra Musica» (1946), генеральный директор Нац. института изящных искусств (1947-1952). Концертировал как дирижёр в странах Америки и Европы, пропагандируя творчество мекс. и др. лат.-американский композиторов. Выступал в печати как муз. критик. Почётный чл. ряда заруб. академий и институтов. Ч., наряду с С. Ревуэльтасом, - основоположник совр. композиторской школы Мексики, один из ведущих композиторов Лат. Америки. В его произв. 20-30-х гг. доминируют элементы нар. мекс. музыки, в первую очередь индейской (балеты на сюжеты из жизни ацтеков, «Индейская симфония»).В те же годы Ч. отдал дань увлечению муз. модернизмом («Многоугольники», «Шестиугольники», «Энергия», «Спираль» и др. соч.). Симпатии Ч. к революц. движению нашли отражение в таких произв., как «Пролетарская симфония» для хора и оркестра (1934), «Республиканская увертюра» (1935), кантата для хора и оркестра «Солнце» на стихи мекс. пролетарского поэта К. Гутьерреса Круса (1934). В 30-е гг. Ч. организует концерты для рабочих. Начиная с 40-х гг. музыка Ч., не утрачивая нац. черт, становится более академичной. Творчество Ч. оказало большое влияние на совр. мекс. композиторов.
Соч.: опера Панфило и Лауретта (1956, пост. 1957, Нью-Йорк); балеты - Новый огонь (El fuego nuevo, с жен. хором, 1921; 2-я ред. 1927, пост. 1928, Мехико), Четыре солнца (Los cuatro soles, 1926, пост. 1930, там же), Лошадиные силы (Caballo s de vapor, 1927), Дочь Колхиды (La hija de Colquide, 1944; 2-я ред. 1947); кантаты - Солнце (El sol, для хора и орк., 1934), Прометей (1956); для орк. - 7 симфоний (1-я - Антигона, 1933; 2-я - Индейская, 1936; 1951-54; 4-я - Романтическая, 1953; 5-я - для струн. орк., 1953; 1961; 1960), Республиканская увертюра (Obertura republicana, 1935), Симфонич. танец (1953); для орк. нар. мекс. инструментов - Мексиканские песни (Cantos de Mexico, 1933), пьеса Хочипилли Макуилхочитл (1940); концерты с орк. - для фп. (1940), для скр. (1950), для 4 валторн (1938); камерно-инстр. ансамбли - сонатина (1924) и Спираль (Espiral, 1933) для скр. и фп., 3 струн. квартета (1921, 1932, 1944), соната для 4 валторн (1930), Солисты (Soli, для гобоя, кларнета, трубы и фагота, 1933), Энергия (Energia, для 9 инструментов, 1925), токката (для ударных, 1942); для фп. - 6 сонат (1918-61), 7 пьес, 10 прелюдий, 8 этюдов и др.; для хора с орк. - Пролетарская симфония (Sinfonia proletaria, 1934; также под назв. Призывы - Llamadas), Сизая голубка (La paloma azul, 1940); хоры а cappella, в т. ч. 3 ноктюрна на тексты Дж. Китса, П. Б. Шелли и Дж. Н. Г. Байрона (1942); для голоса и орк. или инстр. ансамбля - 4 ноктюрна (для сопрано, контральто и орк., 1939), Шестиугольники (для голоса, фп. и 4 струн. инструментов, 1924); романсы для голоса с фп. Лит. соч.: Toward a new music, N. Y., 1937; Musical thought, Camb. (Mass.), 1961.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь