на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕРНОГОРСКИЙ (Cernohorskэ, Czernohorskэ, Czernohorskэ) Богуслав Матей (16 II 1684, Нимбурк, Чехия - 1 VII 1742, Грац, Австрия) - чешский композитор и органист. Начальное муз. образование получил под рук. отца - кантора и органиста Самуэля Ч. Окончив Карлов университет в Праге (1702), стал в 1703 послушником монастыря св. Якуба (один из центров проф. муз. культуры Праги), где, помимо теологии, изучал композицию под рук. Ф. Б. Артофеуса и игру на органе под рук. И. Антона; одноврем. преподавал там и был помощником органиста в костёле св. Якуба (1708-10). В 1710-1720 жил в Италии; служил органистом в Ассизи (1710-15; здесь у него, предположительно, учился Дж. Тартини) и в Падуе (1715-20, позднее органист в церкви Сант-Антонио, 1731-42). Вернувшись в Чехию, был органистом в Праге (1720-27) и Гораждёвице (1727-30). Ч. - выдающийся полифонист, автор гл. обр. церк. соч. Хотя на творчество Ч. оказала нек-рое воздействие венецианская полифонич. школа, а также Дж. Фрескобальди, его музыке присущи нац. самобытные черты, наиболее ярко проявляющиеся в мелодике и ладогармонич. складе. Произв. Ч. отличаются контрапунктич. мастерством, мелодич. и гармонич. богатством. Творч. принципы Ч. и его исполнит. мастерство оказали большое влияние на мн. представителей чеш. муз. барокко (Й. Сегера, Ф. К. Брикси, Ф. И. Тумы, Я. Заха и др.). Из наследия Ч. сохранилась небольшая часть: литания в честь Девы Марии для солистов, хора, 4 труб, литавр и органа (1720); 2 арии для сопрано, виолончели и органа; 2 офферториума (1729), псалом «In Exitu», мотеты, 7 фуг и токката для органа. При жизни Ч. в Праге издан лишь его мотет «Laudetur Jesus Christus» (ок. 1728). Даты создания мн. соч. Ч. неизвестны. Нек-рые приписывающиеся Ч. соч. в действительности являются транскрипциями произв. И. Фробергера, Г. Муффата, Ф. Робердея. Издания: 5 органных фуг, в изд.: Museum für Orgelspieler, Bd 3, hrsg. von К. Pietsch, Prag, [ca 1832]; токката для органа, в сб.: Ausgewählte Orgelwerke altböhmischer Meister, H. 1, hrsg. von O. Schmid, Dresden [s. a.]; 7 фуг и токката, в изд.: «Musica Antiqua Bohemica», sv. 3, red. F. Michalek, V. Helfert, Praha, 1937, red. J. Safarik, J. Racek, 1968; ария «Regina coeli», в сб.: Dejiny ceskй hudby v prikladech, red. J. Pohanka, Praha, 1958; фуга a-moll для органа, в кн.: Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959 (приложение).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь