на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧИШКО Олесь (Александр) Семёнович [20 VI (2 VII) 1895, с. Двуречный Кут, под Харьковом - 4 XII 1976, Ленинград] - советский композитор, певец (тенор), педагог. Засл. деят. искусств Узб. ССР (1944) и РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1948. В 1914-18 учился в университете в Харькове. Брал уроки пения у Ф. Бугомелли и Л. В. Кича. В 1924 окончил (экстерном) Харьковский муз.-драм. институт, в 1937 - Ленингр. консерваторию, где в 1931-34 занимался у П. Б. Рязанова (композиция), Ю. Н. Тюлина (гармония), X. С. Кушнарёва (полифония). В 1926-31 пел в Харьковском, Киевском, Одесском театрах оперы и балета, в 1931-48 (с перерывом в 1940-44) - в Ленингр. Малом оперном театре, был также солистом Ленингр. филармонии. Высокий профессионализм и самобытное дарование отличали исполнит. культуру Ч.-певца. Создал яркие образы в операх «Тарас Бульба» Лысенко (Кобзарь), «Разлом» Фемелиди (Годун), «Захар Беркут» Лятошинского (Максим Беркут), «Война и мир» (Пьер Безухов), «Броненосец «Потёмкин»« (Матюшенко). Выступал как конц. певец. Организатор и первый худ. рук. (1939-40) Ансамбля песни и пляски Балтийского флота. Творчество Ч.-композитора связано с освоением героико-революц. тематики в сов. муз. искусстве 20-30-х гг. Большое внимание уделял муз.-сценич. и вок. жанрам. Автор оперы «Броненосец «Потёмкин»« - одной из первых сов. опер на революц. тему, получивших широкое признание. В 1944-45 и 1948-65 преподавал в Ленингр. консерватории (класс композиции; с 1957 доцент). Автор книги «Певческий голос и его свойства» (1966).
Соч.: оперы - Юдифь (либр. Ч., 1923), Яблоневый плен (Яблуневий полон, либр. Ч., по пьесе И. Днипровского, 1931, Одесский театр оперы и балета), «Броненосец «Потёмкин»« (1937, Ленингр. театр оперы и балета; 2-я ред. 1955), Дочь Каспия (1942), Махмуд Тораби (1944, Узб. театр оперы и балета), Леся и Данила (1958), Соперники (1964), Иркутская история (не окончена); для солистов, хора и орк. - кантата Есть такая партия (1957), вок.-симф. сюиты: Гвардейцы (1942), Флаг над сельсоветом (с орк. нар. инструментов, 1948), Шахтёры (1955); для орк. - увертюра Степь (1930), Украинская сюита (1944); для орк. нар. инструментов - Танцевальная сюита (1933), 6 пьес (1939-45), 2 казах. песни для казах. орк. нар. инструментов (1942, 1944); струн. квартет (1941); хоры, романсы (ок. 50) и песни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др.; обр. укр., рус, казах., узб. нар. песен (ок. 160); музыка к спектаклям драм. театра.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь