на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА. До Окт. революции 1917 муз. культура чувашей была представлена исключительно нар. творчеством. Чуваш. нар. песня, одноголосная по складу, отличается богатством жанров. Старинный фольклор включает песни бытовые (колыбельные, детские, лирич., посиделочные, застольные, шуточные, плясовые, хороводные, игровые и др.), обрядовые (в т. ч. свадебные, похоронные, поминальные и др.), трудовые (бурлацкие, ямщицкие и др.), песни социального содержания (сиротские, бедняцкие, батрацкие, рекрутские, переселенческие, каторги и ссылки, о доле женщины и др.), исторические (о событиях времён Золотой Орды и Казанского ханства, о Степане Разине, Емельяне Пугачёве). Произв. героич. эпоса не сохранились. В сов. время стали популярными песни о новом быте и колхозной жизни, лирические, молодёжные и др. Ладовой основой Ч. м. является пентатоника. Часто в песнях представлены 2-3 пентатонных лада, что ведёт к расширению звукового состава до 6-7 звуков и образованию т. н. полутона на расстоянии. Встречаются песни с 6- и 7-ступенными диатонич. звукорядами, включающими полутоны. Мелодия чувашской народной песни «Дубравой мы ехали». В сев. р-нах Чувашии типично исполнение песен с перемещением 1-й половины на кварту и квинту вниз или вверх. В метроритмике широко применяется переменный размер. Распевание отдельных слогов, а также мелизмы не характерны. Среди бытовавших нар. инструментов - шахлич (дудка), волынки 2 видов - шапар (из бычьего пузыря) и сарнай (из козьей кожи), вархан и палнай (язычковые), кесле (гусли), параппан (барабан), ханкарма (бубен); вошли в быт также скрипка и гармонь. Записи чуваш. нар. музыки впервые опубликованы в 1893 («Музыка чувашских песен» В. А. Мошкова, Казань). Следующие публикации относятся к 1908 и 1912, осуществлены силами учащихся и преподавателей Симбирской чуваш. учительской школы (сб. «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним», вып. 1-2). Среди сов. изданий - сборники С. М. Максимова («Песни верховых чувашей», 1932; «Чувашские народные песни», 1964; «Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова», 1969), среди зарубежных -»Chuvash Folksongs» (by Laszlу Vikar and Gabor Bereczki, Budapest, 1979). Много песен собрали В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков, Т. П. Парамонов, Ю. А. Илюхин и др. Среди известных нар. певцов - Г. Ф. Фёдоров и И. Г. Вдовина, от которых записано по 800-900 песен. Проф. муз. искусство в Чувашии зародилось после Окт. революции 1917. Первые чуваш. композиторы - Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков обрабатывали чуваш. нар. песни. В 30-е гг. Г. В. Воробьёв написал симфонию (завершена Н. И. Пейко). Совр. чуваш. композиторы работают во всех жанрах. Лучшие достижения в чуваш. вок. музыке (песни, хоры, обработки) связаны с именами P. M. Лукина, Г. Я. Хирбю, Г. С. Лебедева, А. Г. Орлова-Шузьм, А. Н. Тогаева. Из соч. вок.-симф. жанров выделяются оратории «Самана» («Эпоха Октября», 1965), «Ленин на Волге» (1970), кантата «Родному народу» (1960), сюита «Фронтовые эскизы» (1975) Ф. С. Васильева, оратории «Ленин» (1951), «Сказ о Чувашии» (1976), вок.-симф. поэма «Памяти поэта» (1956) А. В. Асламаса, «Патриотическая оратория» Хирбю (1970, на стихи М. Сеспеля), кантаты «Песнь славы» B. А. Ходяшева (1950), «Песнь о Чувашии» А. А. Петрова (1971), «Иван Яковлев» Т. И. Фандеева (1968), поэма «Породнение» М. А. Алексеева (1976). Симф. музыка представлена произв. А. М. Токарева (в т. ч. 4 симфонии - 1967, 1970, 1974, 1980), Фандеева (в т. ч. симфония, 1954), М. А. Алексеева (4 симфонии - 1961, 1964, 1971, 1977; «Чувашское каприччио», 1962), Ф. С. Васильева («Военная симфония», 1975; симфониетта, 1953; поэма «Айдар», 1970), А. А. Петрова (симфония, 1962), Асламаса («Космическая симфония», 1975), Хирбю, Ходяшева, А. Г. Васильева. Они же создали ряд значит. инстр. концертов и камерных инстр. произведений. На сцене Чуваш. муз. театра поставлены оперы «Шывармань» («Водяная мельница», 1960), «Хамаръял» («Земляки», 1962) Ф. С. Васильева, «Прерванный вальс» (1963), «Сеспель» (1971), «Священная дубрава» (1976) Асламаса, «Нарспи» Хирбю (1967), «Звёздный путь» Орлова-Шузьм (1969), балеты «Сарпиге» (1970), «Арзюри» («Призрак», 1975) Ф. С. Васильева, «Чудесная вышивальщица» Ходяшева (1979), муз. комедии и оперетты «Когда расцветает черёмуха» Орлова-Шузьм (1949), «Три свадьбы» (1953), «Счастье» (1963) Фандеева, «Анаткасра» Ф. С. Васильева (1976). Среди др. произв. - оперы «Певица» (1971), «Саламби» (1976) Асламаса, «Чакка» A. Г. Васильева (1972), «Нарспи» И. Я. Пустыльника (1952), балеты «Улине» Алексеева (1960), «Зора» Токарева (1960), «Нарспи и Сетнер» Асламаса (1976), «Цветок счастья» Фандеева (1980). В развитие Ч. м. большой вклад внесли рус. музыканты, в т. ч. В. М. Кривоносов (первая муз. комедия «Радость», 1935; кантаты, орк. и камерные соч.), а также И. В. Люблин, С. И. Габер. К чуваш. мелодиям обращались А. Н. Александров, А. А. Касьянов, В. А. Белый, C. Е. Фейнберг, В. В. Нечаев и др. Ленингр. комп. B. Г. Иванишин создал чувашские симфонию (1936) и оперу («Нарспи», 1940). Среди чуваш. исполнителей: певцы - И. В. Васильев, засл. арт. Чуваш. АССР А. И. Токсина, А. Г. Казакова, засл. арт. РСФСР и нар. арт. Чуваш. АССР Т. И. Чумакова, М. И. Денисов; хор. дирижёры Ф. П. Павлов, засл. деят. искусств Чуваш. АССР В. П. Воробьёв, нар. арт. РСФСР Ф. М. Лукин, засл. деят. искусств РСФСР Г. С. Лебедев, засл. арт. РСФСР, нар. арт. Чуваш. АССР А. Г. Орлов-Шузьм. В Чуваш. АССР работают (1981): Чуваш. муз. театр (1959), филармония (1936), Гос. ансамбль песни и танца Чуваш. АССР (1924), хор Чуваш. радио и телевидения (1943), CК Чуваш. АССР (1940), Хор. общество Чуваш. АССР (1963), Дом нар. творчества (1936), муз. уч-ще (1929, Чебоксары), Муз.-пед. ф-т при Чуваш. пед. институте (1964), 40 муз. школ.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь