на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭВЕРАРДИ Камилло (наст. имя и фам.- Камилл Франсуа Эврар, Everard) [15 XI 1825, Динан, Бельгия - 5(17) I 1899, Москва] - итальянский певец (бас-баритон) и педагог. В детстве обучался игре на скрипке, самостоятельно научился играть почти на всех орк. инструментах, был солистом в церк. хоре. Учился в Льежской консерватории у Жеральди. В 1846 окончил Парижскую консерваторию у Л. Поншара, затем занимался у Гарсиа-сына; брал уроки пения у Маццини в Неаполе (1849-51), у Ф. Ламперти в Милане (1851). Дебютировал в 1850 (или 1849) в театре «Сан-Карло» (партия Верховного жреца в опере «Набукко» Верди). В 1851-57 пел на оперных сценах в крупнейших городах Италии, а также в Париже, Брюсселе, Будапеште, Вене и др. В 1857-68 и 1870-74 солист итал. оперной труппы Петерб. театров, одноврем. гастролировал в Лондоне, Барселоне, Мадриде и др. Голос Э. мягкого, красивого тембра, отличался полнотой звучания, гибкостью, большим диапазоном (2Ѕ октавы), позволявшим ему петь партии баритона и баса. В совершенстве владея бельканто и виртуозной колоратурой, Э. был идеальным исполнителем баритоновых партий в операх Дж. Россини. Благодаря значит. драм. таланту, разностороннему актёрскому дарованию создал яркие образы драм., лирич. и комедийного характера. Партию Фигаро Э. проходил с Россини, а Мефистофеля - с Ш. Гуно (композитор написал эту партию в расчёте на голос Э.). Среди многочисл. партий - Дон Базилио, Фернандо и Подеста, Мустафа, Брабанцио («Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Итальянка в Алжире», «Отелло» Россини), Maлатеста («Дон Паскуале» Доницетти), Граф Родольфо, Ричард («Сомнамбула», «Пуритане» Беллини), Жермон, Дон Жуан, Лепорелло, Папагено; Невер и Сен-Бри («Гугеноты»). Иск-во Э. высоко ценили А. Н. Серов, Г. А. Ларош, Ц. А. Кюи. В 1870-88 Э. - преподаватель Петерб. консерватории (с 1881 профессор), в 1890-97 - Муз. уч-ща в Киеве, с 1898 - Моск. консерватории. Э. обладал исключит. педагогич. талантом. Педагог-практик, в совершенстве владевший вок. техникой, он в своём методе преподавания (основанном на большом исполнит. и педагогич. опыте) сочетал лучшие традиции франц. и итал. вок. школ. Этот метод был изложен его учеником Л. И. Вайнштейном в кн.: «Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство» (Киев, 1924). У Э. учились и совершенствовались мн. лучшие рус. певцы, в их числе - М. В. Бочаров, С. И. Габель, А. М. Давыдов, Е. В. Де-Вос-Соболева, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. Д. Донской, В. М. Зарудная, П. А. Лодий, В. А. Лосский, В. Я. Майборода, Э. К. Павловская, Н. В. Салина, В. М. Самусь, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, И. Г. Супруненко, И. В. Тартаков, Д. А. Усатов. Жена Э. - Жоржетта Э. (урожд. Бронар) (1831 - 21 XII 1887, Брюссель) - певица и педагог; у неё брал уроки пения H. H. Фигнер. В 1870-73 преподавала в Петерб. консерватории.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь