на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭГК (Egk; наст. фам. - Mайер, Mayer) Вернер (р. 17 V 1901, Ауксесхейм) - немецкий композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Аугсбургской консерватории, по композиции пользовался советами К. Орфа. С 1929 был дирижёром в ряде театров, в 1936-41 - в Берлинской гос. опере, с 1941 руководил проф. объединением композиторов, в 1950-53 директор Высшей муз. школы Зап. Берлина. Президент Зап.-герм. союза композиторов (с 1950), Нем. муз. совета (1968-71). Чл.-корр. Нем. академии искусств (с 1966, Берлин). Выступает как муз. публицист. В операх и симф. соч. Э. ощутимо родство с творчеством Р. Штрауса и И. Ф. Стравинского (гармония и оркестровка). Особенно значительны достижения композитора в области сценич. музыки. Разносторонняя художеств. одарённость Э. проявилась также в написанных им многочисл. оперных либретто и живописном оформлении оперных и балетных спектаклей. В свои сценич. произв. Э. включает атональные эпизоды, цитаты из музыки старых мастеров, а также разл. фольклорный материал. С нач. 1930-х гг. оперы и балеты Э. прочно вошли в репертуар нем. театров, среди них -»Колумб», «Волшебная скрипка», «Пер Гюнт», «Ирландская легенда» и «Ревизор» (речитативная комич. опера по Н. В. Гоголю).
Соч.: оперы. - Колумб (радиоопера, 1932; сценич. ред. 1942), Волшебная скрипка (Die Zaubergeige, 1935; нов. ред. 1954, Штутгарт), Пер Гюнт (1938, Берлин), Цирцея (1948, Берлин; нов. ред. 1966, Штутгарт), Ирландская легенда (Irische Legende, 1955, Зальцбург, нов. ред. 1970), Ревизор (Der Revisor, комич. опера по Гоголю, 1957, Шветцинген), Обручение в Сан Доминго (Die Verlobung in San Domingo, 1963, Мюнхен); балеты - Хоан Зарисса (1940, Берлин), Абраксас (1948, Мюнхен), Летний день (Ein Sommertag, 1950, Берлин), Китайский соловей (Die chinesische Nachtigal, 1953, Мюнхен), Казанова в Лондоне (Casanova in London, 1969, Мюнхен); оратория Бесстрашие и благосклонность (Furchtlosigkeit und Wohlwollen, для тенора, хора и орк., 1931; нов. ред. 1959), 4 канцоны (для тенора с орк., 1932; нов. ред. 1955), кантата Природа - Любовь - Смерть (Natur - Liebe - Tod, для баритона и камерного орк., 1937), гимн Моё отечество (Mein Vaterland, для хора и орк. или органа, 1937), Вариации на старовенскую песню (для колоратурного сопрано и орк., 1938), Шансон и романс (для колоратурного сопрано и малого орк., 1953); для орк. - Олимпийская праздничная музыка (1936), 2 сонаты (1948, 1969), Французская сюита (по Рамо, 1949; как балет в 1952, Гейдельберг), Allegria (1952; как балет в 1953, Мангейм), Вариации на карибскую тему (1959; как балет - под назв. Danza, 1960, Мюнхен), Скрипичная музыка с орк. (1936), Георгика (Georgica, 1936); Искушение св. Антония (для альта и струн. квартета, 1947; как балет 1969, Саарбрюкен); для фп. - соната (1947); музыка к спектаклям драм. театров, в т. ч. к комедии «Волшебное ложе» («Das Zauberbett») Кальдерона (1945).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь