на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭДЛИНГЕР (Edlinger) - семья чеш. мастеров смычковых инструментов. Томаш 1-й Э. (нач. 17 в., Аугсбург - 8 X 1690, там же). Инструменты этого мастера по форме выпуклые, в середине «груди» совершенно плоские, с большими резонаторными отверстиями; лак чёрно-коричневый, не полированный. Встречаются очень редко, сохранились виолы да гамба, пошетты, пошетты д'амур и лютни. Томаш 2-й Э. (23 XI 1662, Аугсбург - 20 I 1729, Прага). Сын и ученик Томаша 1-го. Учился также у Я. Штайнера в Абсоме. Работал в Праге у Л. Прадтера, позднее унаследовал его мастерскую. Родоначальник пражской школы скр. мастеров, создал «пражскую» модель скрипки с высоким или средней высоты сводом, с узкой «грудью» и эфами, типичными для инструментов Амати, но поставленными ближе к краям деки. Головка небольшая, как у инструментов Амати (часто в виде львиной головы). Инструменты покрыты красно-коричневым лаком, более тёмным к краям. Был хорошим педагогом, среди учеников - его сыновья Йозеф Иоахим и Бернгард Томаш, а также известные мастера И. Г. Гельмер и И. У. Эберле. Йозеф Иоахим Э. (7 III 1693, Прага -30 V 1748, там же). Сын, ученик и продолжатель дела Томаша 2-го. Неск. лет совершенствовался в Италии (Кремона, Рим, Неаполь, Болонья, Феррара, Венеция). В 1728 вернулся на родину. Сделал много альтов (дл. ок. 413 мм); его скрипки по стилю напоминают работы австр. мастера Я. Штайнера. Использовал клён тангентального распила, грушевое дерево, золотисто-коричневый лак. Лютни и скрипки Йозефа Иоахима по качеству превосходят работы его отца. Был первым чеш. инструментальным мастером, привлёкшим иностранную клиентуру,

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь