на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭЙГЕС - семья сов. музыкантов. Иосиф Романович Э. [16 (28) II 1887, Брянск - 3 VI 1953, Москва] - муз. писатель, пианист и литературовед. В 1914 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. А. Киппа, одноврем. учился на историко-филологич. ф-те в Моск. университете. В 1918-19 читал лекции на лит.-муз. темы в рабочих клубах, с нач. 20-х гг. преподавал игру на фп., писал лит. и муз.-критич. статьи для журн. «Печать и революция» и др., работал в ГАХН. В 30-50-х гг. опубликовал ряд работ по эстетике и об отд. произв. рус. классич. литературы, позднее писал гл. обр. о роли музыки в жизни и творчестве рус. писателей-классиков.
Соч.: Из творческой истории рассказа «Альберт» Л. Толстого, «Искусство», 1928, кн. 1-2, то же в кн.: Эстетика Льва Толстого, М., 1929; Мелодия одной песни на слова Некрасова, в сб.: «Звенья», т. 6, М.-Л., 1936; Музыка в жизни и творчестве Пушкина, М., 1937; Музыка в жизни и творчестве Лермонтова, «Литературное наследство», [т.] 45-46, [вып.] 2, М., 1948; Музыка в жизни и творчестве Чехова, М., 1953. Константин Романович Э. [6 (18) июня 1875, г. Богодухово Харьковской обл.- 2 XII 1950, Москва] - композитор, пианист и педагог. В 1900-05 учился в Моск. консерватории у С. И. Танеева (полифония), M. M. Ипполитова-Иванова (композиция) и у А. Я. Ярошевского (фп.). Как пианист и педагог был последователем художеств. принципов Ярошевского, а также И. Гофмана (написал предисловие к переведённой на рус. яз. книге Гофмана «Фортепианная игра», М., 1911). В 1910-е гг. писал муз.-критич. статьи для ряда журналов, в том числе «Русская мысль» (статья, посв. памяти С. И. Танеева и А. Н. Скрябина, 1915). Выступал как пианист, после 1917 - в лекториях, рабочих клубах, разл. уч. заведениях (пропагандировал рус. и зап.-европ. музыку), позднее - лишь в авторских концертах. Игра Э. отличалась тонким вкусом, красивым звуком. В 20-е гг. Э. - зав. отделом специального музыкального образования МУЗО Наркомпроса, зам. пред. комиссии по реформе музыкального образования, возглавлял сектор философии в ГИМНе. В 1919-26 директор Муз. техникума им. Ярошевского в Москве. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. центр. заочном пед. институте (1939-41), Свердловской консерватории (1941-43), Высшем уч-ще воен. дирижёров в Москве (1944). Как композитор продолжал традиции Танеева и Скрябина. Написал трактат «О природе музыки», воспоминания о Рахманинове и Танееве. Соч.: кантата для хора с орк. Песнь о вещем Олеге (1905), симф. картина Метель (1907); камерно-инстр. ансамбли - сюита для влч. с фп. (1946), 2 фп. трио (1906, посв. Танееву, 1947), струн. (1904) и фп. (1947) квартеты, фп. квинтет (1948); соч. для фп., в т. ч. поэма (1921), сюита-пастораль (1926), сонаты-поэмы (1915, 1927), этюды-фантазии (1925), вариации (1933, 1946), пьесы для фп. в 4 руки; пьесы для скр. с фп.; романсы для голоса с фп. (циклы на слова рус. и нем. поэтов). Лит. соч.: Основные вопросы музыкальной эстетики, М., 1905; Статьи по философии музыки, кн. 1, М., 1912, под назв.: Очерки по философии музыки, М., 1921. Олег Константинович Э. [р. 30 IV (13 V) 1905, Москва] - пианист, композитор и педагог. Сын К. Р. Эйгеса. Учился игре на фп. у отца. Окончил Муз. техникум им. Ярошевского (1925), где затем преподавал. Совершенствовался в игре на фп. в Берлине у Э. Петри (1928-29), оказавшего большое влияние на развитие его пианизма. С 1927 выступает как пианист. Занимаясь композицией, пользовался советами Г. И. Литинского (полифония), В. Я. Шебалина, А. Н. Александрова и Н. С. Жиляева. Окончил экстерном Моск. консерваторию по классу композиции (1930) и аспирантуру при ней (1936). Преподавал муз.-теоретич. предметы, фп. игру и композицию в Свердловской (1939-48) и Горьковской консерваториях (1949-58), вёл класс камерного ансамбля, затем композиции в Ин-те им. Гнесиных (1959-74). Среди учеников - H. M. Пузей. Для творчества Э. характерно тяготение к крупным формам; его соч. отличаются сочетанием динамич. напряжённости с лирич. напевностью. Выступает в авторских концертах; кроме собств. соч. исполняет произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, а также К. Р. Эйгеса. Соч.: опера Воскресение (по Л. Н. Толстому, 1967, не пост.), 15 симфоний (1930-80, в т. ч. симфония-кантата на сл. М. Голодного и Г. Лонгфелло, 1945); концерты с орк.- для фп. (1935, 2-я ред. 1952; концертино - 1959), скр. (1953); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: для скр. (1963), влч. (1947), фп. трио (1939), струн. квартет (1947), фп. квинтет (1961); для фп. - 10 сонат (1926-79) и др. произв., в т. ч. 2 баллады (1928, 1940).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЭЙ..

ШЛЕММ

ШМИТТ

ШМЫГА

ШОЛЬЦ

ШОПЕН

ШОРИН

ШОРОН

ШОФАР

ШПИСС

ШРУТИ

ШТАРК

ШТРИХ

ШТРОС

ШУВЫР

ШУЛЕК

ШУЛЬЦ

ШУМАН

ШУМЕН

ЭГГЕН

ЭЙЗЕН

ЭЙЛЕР

ЭЙНЕМ

ЭЛГАР

ЭЛЕРС

ЭЛЛЕР

ЭРКИН

ЭРЛИХ

ЭРНСТ

ЭРРИО

ЭСХЕР

ЭШПАЙ

ЮДИНА

ЮЖИНА

ЮРДАН

ЮРЛОВ

ЮРЬЕВ

ЮРЬЯН

ЮТСОН

ЯКШИЧ

Музыкальный словарь ver16