на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus - готовый) - инстр. пьеса импровизационного характера. Э. как самостоят. муз. жанр, гл. обр. фп. пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в литературе) в период становления романтич. направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. в жанре Э. - фп. экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822); к жанру Э. обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. образцы жанра - Э. ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. дано издателем), наряду с его же «Музыкальными моментами» оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. фп. миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. поэмных форм с чертами сонатности (ор. 90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода «песни без слов» (ор. 90 No 3); вместе с тем в них ощутимы и генетич. связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. школы (сонатная форма в Э. ор. 142 No 1; напоминающий менуэт с трио Э. ор. 142 No 2). В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка Э. как более крупной по форме (напр., по сравнению с его «Прелюдиями») пьесы; в его Э. использована преим. сложная 3-частная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными («этюдными» или «прелюдийными») крайними частями и кантиленной средней («Фантазия-Э.» ор. 66, Э. ор. 29 и 51; ср. с экспромтами Шуберта ор. 90 No 2 и No 4), представляющими два осн. типа романтич. пианизма. Однако само назв. «Э.», не несущее в себе точного, конкретного определения типа соч. и его структуры, допускает свободную трактовку жанра и формы. Так, связь импровизационности и варьирования проявилась в Э. ор. 39 Шопена и в Э. ор. 5 Шумана. Жанровые связи, проникновение в произв. песенности или танцевальности иногда фиксируются и в его названии (напр., «Вальс-Э.» Листа, Э. в форме мазурки Скрябина). В рус. музыке Э., как правило, восходят к шопеновскому типу, оказавшемуся наиболее устойчивым (П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин). Пьесы в жанре Э. созданы также Э. Григом, Г. Форе, Ф. Пуленком и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь