на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia, родств. elegeton - дистих и elegos - траурное пение в сопровождении авлоса) - первоначально поэтико-муз. лирич. жанр в искусстве Др. Греции. Э. представляли собой небольшие произв., состоящие из элегич. дистихов (гекзаметр + пентаметр), разнообразные по содержанию (воинственные, любовные, философские, нравоучительные). В римской поэзии культивировалась гл. обр. любовная Э., постепенно приобретавшая значение стихотворения печального, грустного характера, с мотивами одиночества, страданий, неразделённой любви. Э. получила широкое распространение в поэзии сентиментализма и романтизма (18-19 вв.); в ней развивались мотивы разочарования, неудовлетворённости, воспоминаний о прошлом, размышлений о бренности жизни, которые нередко приобретали философский или социальный смысл. Как самостоят. муз. жанр Э. встречается с 17 в. Ранние образцы вок. Э. принадлежат Г. Пёрселлу («Пасторальная элегия на смерть Дж. Плейфорда», 1687; «Три элегии на смерть королевы Мэри», 1695). В нач. 19 в. к жанру Э. обратился Л. Бетховен («Элегическая песнь» для 4 голосов и струн. квартета ор. 118). Жанр Э., распространённый в рус. поэзии (В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский,H. M. Языков, А. С. Пушкин), оказал значит. воздействие на развитие отечеств. романса (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, И. И. Геништа, М. Л. Яковлев, А. С. Даргомыжский). Рус. элегич. романс, как правило, представляет собой вок. монолог с характерным соединением в мелодике песенно-романсовых и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фп. фактурой (часто «гитарная» арпеджированная, реже аккордовая) - «Не искушай меня без нужды» Глинки на сл. Е. А. Баратынского; «Когда, душа, просилась ты» Яковлева на сл. А. А. Дельвига, «Я помню глубоко» Даргомыжского на сл. Д. В. Давыдова, позднее - «Для берегов отчизны дальной» Бородина на сл. А. С. Пушкина, «Когда, кружась, осенние листы» Танеева на сл. Л. Л. Эллиса. С 19 в. создаются и инстр. Э.; таковы Э. для фп. Ф. Листа, Ф. Бузони, Э. Грига, М. Регера, В. Фортнера, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, для виолончели и фп. Г. Форе, для фп., скрипки и виолончели Рахманинова («Элегическое трио» ор. 9), для скрипки (или альта) соло И. Ф. Стравинского. Среди орк. Э. - 1-я часть 3-й орк. сюиты и 3-я часть «Серенады для струнного оркестра» Чайковского, Andante elegiaco из 3-й симфонии Рахманинова, 3-я часть «Концерта для оркестра» Бартока (1943), «Траурная ода» («Элегическая песнь», 1943) Стравинского, симфонич. Э. памяти А. Веберна (1946) Кшенека. Е. М. Царёва.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь