на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭПИЗОД (греч. epeisodion, букв. - добавление, вставка) - часть муз. пьесы, имеющая относительно самостоят. значение и в ряде случаев основанная на новом, контрастном тематич. материале. Э. в греч. драме называлось появление отд. актёров между хор. частями (эписодий). В фуге, а также рондо и концерте доклассич. эпохи Э. (интермедия, куплет), как правило, построение срединно-развивающего характера между проведениями осн. темы, в концерте - часто сольное для контраста с темой, исполняемой всем оркестром. В рондо венских классиков Э. - раздел между проведениями рефрена, создающий значит. контраст (тематич., фактурный, ладотональный) со смежными разделами, причём степень контрастности 2-го Э. (близок трио сложной 3-частной формы) выше, чем 1-го Э. (близок середине простой 3-частной формы, нередко также в форме периода, простой 2- и 3-частной). В сонатной форме Э. - введение новой контрастной темы внутри (как в 1-й части 3-й симфонии Бетховена) или вместо разработки (как в 1-й части 7-й симфонии Шостаковича). Термин «Э.» изредка встречается в качестве названия самостоятельной пьесы, напр. у М. Регера (фп. пьесы ор. 115). М. И. Катунян.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь