на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭРАР (Erard) Себастьян (5 IV 1752, Страсбург - 5 VIII 1831, Ла-Мюэт, близ Пасси) - франц. мастер арф и клавишных инструментов. Сын столяра. С 1768 обучался в мастерской по изготовлению клавесинов, вскоре превзошёл своих учителей. Сконструировал «механич. клавесин», в котором транспонировка на октаву вверх достигалась укорачиванием струн наполовину. В возрасте 25 лет Э. был уже известным мастером; в 1777 построил первое во Франции фортепьяно. В эти же годы совм. с братом Жаном Батистом Э. (7 VII 1745 - 10 IV 1826) основал своё предприятие, вскоре ставшее одним из лучших в Европе. Изобрёл и сконструировал «организованное фортепьяно» (piano organisй), представляющее собой сочетание фп. с органом-позитивом. В 1786 Э. осуществил коренную реконструкцию механики арфы. В этом же году уехал в Лондон, где открыл отделение своей фабрики. Изготовлял арфы созданного им типа; продолжая усовершенствования, расширил диапазон арфы до 6 октав, добавил восьмую педаль - forte и др. В 1796 вернулся в Париж, где выпускал фп. и арфы. В 1810 изобрёл арфу с двойным действием педалей (а double mouvement). Этот тип арфы, позволивший играть во всех тональностях, лёг в основу всех последующих конструкций и оказал большое влияние на развитие техники игры на арфе (широкое внедрение этого инструмента началось с 1815, когда Э. представил его парижской Академии искусств). Важнейшим изобретением Э. явилась новая механика фп. (а double йchappement), позже получившая назв. механики с «двойной репетицией» (1821; впервые показана на Парижской выставке в 1823; см. Механика фортепьянная). Во многом повлиявшая на развитие фп. техники, она была в дальнейшем использована почти во всех конструкциях фп. Оригинальна созданная им система глушителей (демпферов; они накладываются на струну снизу). Звучание фп. Э. не очень сильное, но тёплое и певучее. Последнее изобретение Э. - новая конструкция органа для Тюильрийского дворца. Э. вошёл в историю как один из крупнейших инстр. мастеров-реформаторов. После его смерти фабрика перешла к племяннику - Пьеру Э. (1796-1855), продолжавшему усовершенст- вование пианино и арф. Фирма Э. существовала долгое время под назв. «Э., Гишар и К°», с 1960 - «Гаво-Э.» (объединилась с фирмой «Гаво»). Выпускает пианино, рояли, клавесины, арфы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЭР..

ШАНО

ШАРП

ШВЕН

ШЕВЕ

ШЕЙН

ШЕЙТ

ШЕНК

ШМИЦ

ШОРР

ШПИС

ШПОР

ЫРЧИ

ЭБЕН

ЭГГЕ

ЭЗГИ

ЭКЛС

ЭНДЕ

ЭНДИ

ЭНКЕ

ЭРВЕ

ЭРХУ

ЭТЮД

ЮДИН

ЮЖИН

ЮХОВ

ЯЛАС

ЯНЕТ

ЯНКО

ЯРОН

ЯХИН

Музыкальный словарь ver16