на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА. Древнейшие эст. нар. напевы относятся к руническим формам (см. Руны), сложившимся у предков прибалтийско-финских народов. Наряду с древними календарно-обрядовыми, свадебными, колыбельными, а также эпич. песнями широкое распространение получили лирич. песни. Свадебная руническая песня (северная Эстония). В эст. рунических песнях доминируют узкообъёмные диатонич. лады, речитативный склад. Встречаются песни с 2-дольным и 3-дольным метром (т. н. качельные ритмы). Нар. напевы в своём большинстве не связаны с определённым текстом. Рунические песни обычно исполняются запевалой и хором, последний присоединяется в конце строки и повторяет тот же стих. В сев. Эстонии трудовые, обрядовые, игровые и лирико-эпич. песни характеризуются долгими звуками в конце фраз или полуфраз. Иногда удлиняется каждый второй звук (особенно в качельных песнях). Песни юж. Эстонии имеют сходство с древней латышско-литовско- славянской музыкой. В лирич. песнях встречаются развитые мелодии. Несмотря на то, что в эст. песне доминирует одноголосие, в юж. Эстонии бытует бурдонное многоголосие. На его основе, а также на основе гетерофонии и под влиянием рус. многоголосия в р-не Сету (юго-вост. Эстония) образовалось своеобразное многоголосие: основной нижний голос (torre), исполняемый хором, сопровождается верхним (т. н. звонким) голосом солиста (kille). Иногда хор поёт на 2 голоса; в этом случае вместе с солистом образуется 3-голосие. Позднейшие нар. напевы возникли в основном в 19 в. под влиянием инстр. музыки и песен соседних народов (особенно нем. и латыш., а также рус., фин. и шведских), нем. и эст. проф. музыки (преобладают необрядовые лирич. и лирико-эпич. песни, песни социального протеста, революц., солдатские, юмористические). Такие песни имеют, как правило, квадратную куплетную форму и отличаются широким диапазоном мелодии. В их основе мажоро-минорная ладовая система. Вместе с этими песнями распространились аккордово-гармоннч. 2-голосие и пение под аккомпанемент инструментов. Пастушеский наигрыш на рожке (южная Эстония). Среди нар. муз. инструментов: било, варган (язычковые), сопель, свирель, дуда, жалейка, пастушеская труба, рожок, волынка (духовые), каннель (щипковый, типа гусель). В кон. 18 в. появилась скрипка, завоевавшая в 19 в. большую популярность, с кон. 19 в. широкое распространение получила гармоника. Выдающиеся нар. музыканты: знатоки рунических песен - Эпп Васар, Май Кравцов, Лийс Алас, Мику Оде, Хиланка Таарка, Анне Вабарна и др.; волынщик Юхан Маакер. В 20 в. нар. инструментальные традиции продолжили Эрни Касесалу (каннель), Карл Кикас (гармоника) и др. Эст. нар. мелодии были впервые опубликованы Ф. Мениусом в 1732. На рубеже 18 и 19 вв. некоторые эст. песни появились на страницах работ Д. В. Хупеля, О. Хууна, К. X. И. Шлегеля и др. К этому периоду относятся и первые описания эст. нар. муз. быта. Возникновение эст. фольклористики (19 в.) связано с деятельностью просветителей- демократов (Ф. Р. Фельман, Ф. Р. Крейцвальд), с первыми певческими праздниками. Собирание фольклора, в т. ч. музыки, стало одним из значит. обществ. явлений, частью нац. движения, направленного против нем. феодалов. Среди первых эст. композиторов, активно собиравших нар. музыку, а затем создавших на этой основе свои произв., - К. Р. Якобсон, К. А. Херман, М. Хярма. Систематич. собирание и изучение нар. музыки было начато под рук. О. Калласа обществом студентов Тартуского университета (1904-16). Среди первых пропагандистов эст. муз. фольклора - певица А. Тамм. Собиранием и пропагандой фольклора занимались также К. Вильяк, К. Креэк, А. О. Вяйзянен, Й. Аавик, А. Кийсс, П. Пенна, М. Саар, П. Сюда и др. В 1927 в Тарту был создан Центр. архив эст. фольклора (Eesti Rahvaluule Arhiiv); после Великой Отечеств. войны 1941-45 архив был преобразован в Фольклорное отделение Лит. музея; в 1969 в нём был организован сектор нар. музыки, в котором работали К. Лейхтер, Э. Оя, X. Тампере, О. Кыйва и др. Они осуществили публикации записей нар. песен, стали первыми исследователями эст. муз. фольклора (Ю. Цейгер и др.). После вторжения в Эстонию нем. крестоносцев (13 в.) нар. музыка подверглась опале, распространялась католич. церк. песня (певцов готовили в школах при церквах и монастырях; в некоторых из них учились и эстонцы). Начиная с 14 в. в церквах и монастырях стали вводиться в обиход органы. В городах появились бродячие музыканты (ряндмуузикуд), которые в 15 в. объединились в цехи, получив исключит. право на выступления в праздничных и торжественных собраниях. Вначале они использовали только духовые инструменты (свирели, трубы, тромбоны) и барабаны, с 17 в. - и струн. смычковые инструменты. С 15 в. богатые горожане начали приобретать органы (позитивы), стало распространяться бытовое музицирование. После Реформации, с 16-17 вв., немцы пропагандировали в Эстонии лютеранские песни и хоралы, но без особого успеха. Открылись школы, готовящие учителей (в т. ч. для эстонцев - семинария Б. Г. Форселиуса близ Тарту, 1684-88, и др.). В 18 в. в некоторых р-нах Эстонии получили распространение песни эст. религ. общества хернхудцев. Это же общество организовало первые эст. ансамбли и оркестры. Тогда же создавались крепостные оркестры в имениях помещиков (в т. ч. Пыльтсамаа, Колга, Матсалу), распространялись и издавались первые гор. песни (т. н. арии) на эст. языке. Оживилась муз. жизнь в городах. В 1784 был основан Таллинский любительский театр, на сцене которого ставились пьесы с эст. песнями и танцами (в т. ч. оперетта «Отцовская надежда» Э. Хершельмана, 1788). Участились гастроли иностр. оперных артистов (в 1797 в Таллине был исполнен нем. оперной труппой «Дон Жуан» Моцарта). В Куресааре, Тарту, Пярну стали проводиться любительские открытые концерты камерной и оркестровой музыки, в Хаапсалу - под упр. композитора и фп. мастера И. Г. Вийдемана. В нач. 19 в. начало развиваться многогол. хор. пение, что было связано с изучением основ муз. грамоты в приходских школах. Появились первые хор. коллективы - в Лайусе (рук. X. Ниеляндер), Торма (рук. А. Якобсон), Пыльтсамаа (рук. М. А. Вильберг), Канепи (рук. И. Ф. Ротх). Распространение получили изготовлявшиеся местными мастерами скрипки, фп. и органы. Как строитель органов и фп. прославился органист из Антсла - И. Тхаль. Возникли любительские деревенские дух. оркестры, в т. ч. в Торма (1848, дир. А. Якобсон) и Вяэгвере (1860, дир. Д. О. Виркхаус). Появились 4-гол. хор. песни на эст. яз. (Э. Хёршельман, Й. В. Яннсен, М. Кёрбер). К 1-й пол. 19 в. относятся первые печатные издания произв. эст. композиторов - К. Ф. Кареля (фп. соч.), М. Кёрбера (вок. сб.), сб. «Маленькая хоральная книга на тартуском эстонском языке» (1827), сборники хоралов И. Э. Пуншеля (1839) и И. А. Хагена (1844), а также учебники музыки Хагена («Цppetus, kuida laulomehhed, ja kes muud tahtwad, joudvad notidest laulo wisid ьlleswötta», 1841; учебник игры на органе, 1861) и А. Эрлемана («Musika цppetus», 1864), первый муз. очерк на эст. яз. - «Жизнь Гайдна» А. Якобсона (1862). В сер. 19 в. рост нац.-освободит. движения против нем. помещиков дал толчок к развитию нац. искусства, в т. ч. музыки. Основанные в 1865 певческо-театр. общества («Ванемуйне», «Эстония») явились базой развития хор. пения, а затем создания проф. эст. музыки. Повысился уровень музыкального образования. В 1849-81 Валгаская семинария Я. Цимзе готовила учителей и органистов для Эстонии и Латвии. Её выпускники А. Кунилейд, Ф. А. Сэбельман, А. Тхомсон и др. явились первыми проф. эст. композиторами, их песни получили большую популярность. Знаменательным событием стал 1-й Всеобщий певческий праздник в Тарту (1869; этому предшествовали местные праздники песни в Ансекюла - 1863, Йыхви - 1865, Симуна - 1866, Уулу и Пярну - 1867, на острове Хийумаа - 1868), положивший начало этой традиции не только в Эстонии, но и в Латвии (1873), а затем и Литве (1924). До 1917 было проведено ещё 6 певческих праздников (1879, 1880, 1891, 1894, 1896, 1910). В 1885-94 К. А. Херман издавал первый эст. муз. журн. «Laulu ja mängu leht» с нотными приложениями. На рубеже 19-20 вв. большинство эст. проф. композиторов и исполнителей получало образование в Петерб. и Моск. консерваториях (комп. Р. Тобиас, А. Капп, М. Саар, М. Людиг, А. Лемба, Ю. Аавик, П. Сюда, К. Креэк, X. Эллер, инструменталисты Я. Тамм, Р. Кулль, Т. Лемба, А. Топман, И. Паулсен, П. Рамуль). В 1900 был создан первый любительский симф. оркестр в Тарту (организатор и дирижёр комп. А. Ляте), с 1908 там же начались нар. симф. концерты (в Таллине с 1913) под упр. дирижёров Аавика, Ю. Симма, Р. Кулля. В 1906 создан проф. театр «Эстония», в труппу которого вошли певцы О. Микк-Кулль, А. Сяллик, X. Эйнер, Б. Хансен, дир. Р. Кулль, ставшие основоположниками нац. оперы. С концертами выступали вокалисты П. Брем-Юргенсон, М. Людиг-Синкель, Л. Хеллат-Лемба, пианисты А. и Т. Лемба, скрипач Э. Сырмус и др. Появились первые произв. крупных форм (кантата «К солнцу» А. Каппа, 1910; фп. концерт А. Лембы, 1905, его же симфония, 1908). В вок. произв. М. Саара, К. Креэка, инстр. произв. X. Эллера ярко проявился эст. колорит. Поднялся уровень муз. критики (Ляте, Тобиас, Саар). События первой рус. Революции 1905-07 отразились в творчестве композиторов и в нар. песнях. В Таллине зародились любительские рабочие хоры и оркестры при обществах «Валвая» и «Пандорин», ставшие позже легальными формами революц. движения. Пролетарской печатью распространялись революц. и рабочие песни. Композиторы (в т. ч. Ю. Симм) переложили их для хоров. В 1913 знаменательным событием явилось открытие в Таллине здания «Эстония» с театр. и конц. залами, с большим органом эст. фирмы «Теркман». Известными строителями органов были и братья Крийза. После Oкт. революции 1917, когда власть в Эстонии перешла к Советам и стали осуществляться революц. преобразования, активизировалась деятельность рабочих хоров. Для концертов были открыты Нар. дом «Олеви», отделение Всероссийского союза оркестрантов, велась работа по организации муз. уч. заведений, национализации театров и конц. залов (1918), урегулированию системы авторского права (1919). Активно выступали на фронтах Гражд. войны скрипач Э. Сырмус, композитор и пианист А. Лемба. События революции отразились в творчестве композиторов 1917-18 (симф. поэмы «Эпизод из времён революции», «Заря» X. Эллера; «Могила» А. Каппа, посв. жертвам революции). Однако мероприятия Эст. трудовой коммуны по развитию муз. искусства были прерваны вторжением в Эстонию войск интервентов и установлением бурж. диктатуры. В период бурж. диктатуры муз. искусство развивалось благодаря усилиям прогрессивных деятелей. В 1919 создаются высшие муз. уч-ща в Таллине (с 1923 консерватория) и Тарту (в 1925-28 консерватория). С 1921 Союз эст. певческих хоров стал руководить конц. деятельностью обществ «Эстония» и «Ванемуйне»; Акад. общества в Таллине (1924) и Тарту (1930) занимались пропагандой камерной музыки. Значит. роль играли объединения рабочих - любителей музыки в Таллине (1927), Пярну (1930), Тапа (1930) и Тартуский рабочий театр (1927). Муз. спектакли шли на сцене театров «Эстония» (Таллин) и «Ванемуйне» (Тарту), а также в театрах «Эндла» (Пярну), «Угала» (Вильянди), театра Нарвы и в Таллинском рабочем театре. Был создан симф. оркестр Эст. радиовещания (1926, с 1928 объединялся для конц. выступлений с оркестром театра «Эстония»). Дирижировали этим оркестром Г. Абендрот, А. Коутс, А. К. Глазунов, Н. А. Малько, И. Ф. Стравинский. Высокого уровня достигли любительские хоры. Среди симф. и хор. дирижёров - Э, Ааав, Ю. Аавик, Т. Веттик, А. Каринди, Р. Кулль, К. Лейнус, Л. Нейман, Р. Пяте, О. Роотс, Ю. Симм, А. Топман, Э. Тубин, Г. Эрнесакс; среди скрипачей - В. Алумяэ, X. Аумере, X. Лаан; пианистов - А. Лемба, Э. Франц; органистов - П. Индра, X. Лепнурм; виолончелистов - А. Карьюс; контрабасистов - Л. Юхт; певцов - И. Аав-Лоо, А. Ардер, Э. Каррисоо, Т. Кроон, Т. Куузик, К. Отс, Г. Талешь, М. Тарас, Б. Хансен. В области музыковедения и критики работали Э. Арро, Э. Виснапуу, А. Касеметс, К. Лейхтер, А. и Т. Лемба, П. Рамул, Р. Пяте. В 1924-40 издавался муз. журн. «Muusikaleht». В Таллине ведущим композитором и педагогом, следовавшим классич. традициям, был А. Капп (1-я симфония, 1931; концерт для органа, 1933; оратория «Иов», 1930). Среди учеников А. Каппа - Э. Аав, Э. Капп. В Тарту работал комп. X. Эллер (1-я симфония, 1936; поэмы «Зов ночи» и «Призраки», 1924, и др.), опиравшийся в своём творчестве на интонац. строй эст. нар. музыки. Среди учеников Эллера - Э. Тубин, А. Кринди. Значит. вклад в симф. творчество внесли Э. Тубин (2 симфонии, 1934-37), Э. Капп (симф. поэма «Тасуя», 1931), Э. Аав (симфония, 1939; симф. поэма «Жизнь», 1934). Хор. песни писали А. Капп, М. Людиг, Т. Веттик, Р. Пятс, Э. Аав, А. Каринди, Г. Эрнесакс. Попытки создания оперы относятся уже к нач. 20 в. (К. А. Херман, А. Лемба, М. Хярма, О. Херман). Первой репертуарной оперой стали «Викерцы» Э. Аава (1928). Затем появились оперы А. Лембы («Калмунейд», 1928; «Любовь и смерть», 1931; «Ельга», 1933), А. Ведро («Каупо», 1932), Э. Оя («Искупленная клятва», 1939) и И. Хиоба («Цена победы», 1939). Первые нац. оперетты написали П. Ардна и X. Ватсель. После восстановления Сов. власти в 1940 началась новая эра в развитии эст. музыки. Активизировалась работа муз. театров и уч. заведений. Были организованы филармония, Дом нар. творчества, оргкомитет Союза композиторов во главе с X. Эллером. Стал выходить журн. «Театр и музыка». Велась подготовка к Декаде литературы и искусства в Москве. Был написан первый эст. балет («Домовой» Э. Тубина, 1941). Нападение нем. фашистов прервало развитие муз. жизни республики. Эвакуировавшиеся в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 композиторы и исполнители объединились в Эст. художеств. ансамбли в Ярославле. Были созданы хоры, симф. и эстр. оркестры, квинтет духовых инструментов (1942, с 1975 им. Я. Тамма). Эст. композиторами в это время написаны крупные произв., среди них 1-я («Патриотическая») симфония Э. Каппа (1942), его же первая эст. сов. опера «Огни мщения» (1944), кантата «Огни Юрьевой ночи» X. Лепнура (1943), песня «Моя Отчизна - моя любовь» Г. Эрнесакса (1943), его же музыка Гос. гимна Эст. ССР (утверждён в 1945), массовые песни Э. Арро, Б. Кырвера, Р. Валгре и др. После освобождения Эстонии от фаш. захватчиков (1944) муз. жизнь восстанавливается. Возобновляют работу симф. оркестр радио (с 1975 - Гос. симф. оркестр Эст. ССР), муз. театры и уч. заведения. Создаются проф. муз. коллективы: муж. хор (1944, с 1952 Гос. акад. муж. хор Эст. ССР), смешанный хор и эстр. оркестр (1946, ныне коллективы Эст. телевидения и радио). Возобновилась деятельность самодеят. хоров, проводятся Певческие праздники (1947, 1950, 1955, 1960, 1965, 1969, 1975, 1980), в которые включено также искусство нар. танца. В муз. творчество широко входит социальная тематика (кантаты «Бессмертие» Л. Таутса, 1946, посв. В. И. Ленину; «Власть народа» Э. Каппа, 1951; массовые песни Э. Арро, Р. Валгре, Б. Кырвера, Л. Таутса, В. Оякяэра). Состоялись премьеры опер (нар. драм) на историч. сюжет - «Огни мщения» (1945) и «Певец свободы» (1950) Э. Каппа, «Берег бурь» Г. Эрнесакса (1950), пост. балеты «Калевипоэг» Э. Каппа (на основе одноим. нар. эпоса, 1948), «Тийна» Л. Аустер (1955). Популярность получили оперетты «Юри Румм» Э. Арро и Л. Нормета (1954) и «Только мечта» Б. Кырвера (1955). Продолжили творч. деятельность композиторы старшего поколения. 2-я (1945) и 3-я (1947) симфонии А. Каппа отразили настроения Великой Отечеств. войны, его жизнерадостная 4-я, «Молодёжная», симфония (1948) посвящена комсомолу, 5-я - «Симфония мира» (1951, с хором). Трудовые подвиги народа воспели 2-я симфония (1947) и симф. поэмы («Полёт орла», 1949, и «Звенящие поля», 1951) Эллера. Заметный вклад в симф. творчество внесли А. Лемба (3-5-й концерты для фп. с оркестром, 1944-51) и Э. Оя (симфония, 1948), в камерное- Х.Эллер (3-5-й струн. квартеты, 1945-59; фп. пьесы), М. Саар (фп. пьесы, романсы). Среди произв. композиторов среднего и молодого поколения: концерт для фп. с оркестром Аустер (1952), хор. сюита «Как живут рыбаки» Эрнесакса (1953), 2-я симфония Э. Каппа (1954), 2-я симфония В. Каппа (1955), симфония А. Гаршнека (1953), фп. концерт Э. Мяги (1953). С кон. 1950-х гг. начался период более активных поисков новых выразит. средств, особенно в области инстр. музыки - симф. и камерной. К произв. этого периода относятся «Concerto grosso» Э. Тамберга (1956), «Три эстонских танца» X. Юрисалу (1956), четыре симфонии Я. Ряэтса (1957-59), концерт для фп. с оркестром Я. Кохи (1958), увертюра No 2 В. Тормиса (1959). Написано множество вок.-симф. произв. на историч. и совр. темы, в их числе - кантата «Балтийское море - море мира» Э. Каппа (1959). Творчество 1960-70-х гг. многообразно по содержанию, жанрам и стилям. Широко используются синтез искусств, сопоставление разл. стилей. Появились новые произв. Ряэтса: концерт для камерного оркестра (1961), декламаторий «Карл Маркс» (1964), 5-7-я симфонии (1966-73). Большое внимание общественности привлекли сценич. «Лунная оратория» (1962) и «Балетная симфония» (1959) Э. Тамберга, трилогия кантат Кохи: «Песня о партии» (1960), «Песня о Ленине» (1967), «Песня о Родине» (1969). В области хор. музыки наряду с В. Каппом (поэма «Северное побережье», 1963) выдвигается Тормис; в его крупных хор. соч. заметно стремление к симф. развитию (кантата «День рождения Родины», 1963; поэма «Три у меня было чудесных слова», 1962; Песни Гамлета, 1965; цикл «Эстонские календарные песни», 1967; Марьямаасская баллада, 1969; хор. сцена «Заклинание железа», 1972). Популярность приобрели оперы «Лембит» В. Каппа (1961), «Железный дом» (1965) и «Сирано де Бержерак» (1978) Тамберга, «Лебединый полёт» Тормиса (1965), «Королю холодно» В. Оякяэра (1967), «Соль» Б. Парсаданяна (1973), «Необыкновенная история» (1974) и «Жертва» (1981) Р. Кангро, «Рембрандт» Э. Каппа (1975). Оперетты и мьюзиклы написали Б. Кырвер, Ю. Раудмяэ, Ю. Винтер, А. Ойт. Ценный вклад в развитие нац. симфонизма внесли Эллер (3-я симфония, 1964; скрипичный концерт, 1964; симфониетта, 1965; музыка для струнных, 1967), Э. Капп (3-я симфония, 1964; Маленькая весёлая увертюра, 1969; концерт для фп. с оркестром, 1969; концерт для скрипки с оркестром, 1973), Парсаданян (1-7-я симфонии, 1958-80), Юрисалу (1-2-я симфонии, 1970, 1975), Мяги (симфония, 1968; вариации для фп., кларнета и струнных, 1972), Коха (1-2-я симфонии, 1960, 1968; 2-й фп. концерт, 1973, Торжественная поэма, 1972), А. Маргусте (1-5-я симфонии, 1960-70; 3 поэмы «Руно», 1973-74), X. Роозенвальд (1-7-я симфонии, 1961-75), А. Сыбер (симфония, 1971), В. Рейман (концерт для скрипки с оркестром, 1968), X. Отса (концерт для фп. с оркестром, 1977), Л. Сумера («In memoriam», 1971; кантата «О жизни и смерти», 1975). Из камерных соч. получили признание 24 фп. прелюдии и 4 эст. танца для скрипки и фп. Э. Каппа, 24 фортепьянные прелюдии, фп. трио и квартеты для струнных Ряэтса, 5 тетрадей эст. нар. мелодий для органа Э. Арро, произв. для скрипки и пьесы для кларнета X. Карева, Маленькие квартеты для струнных К. Синка, цикл «Парсада» (сонаты для скрипки соло, виолончели соло, сонаты для 2 скрипок) Парсаданяна. Ряд произв. посв. историч. датам в жизни страны: 50- и 60-летию Oкт. революции 1917 (оратория «Голос времён» Г. Подельского, кантата «Октябрь - июнь» Э. Каппа, «Утренняя кантата» Юрисалу, песня «Старая мелодия» Ойта), 100-летию со дня рождения В. И. Ленина («Школьная кантата» Ряэтса, оратория «По ленинским рельсам» Подельского и др.), 50-летию СССР (кантата «Слова Ленина» Тормиса, «Приветственная увертюра» Э. Каппа, песня «Дороги»? Кырвера и др.), 30-летию победы в Великой Отечеств. войне (фп. концерт Э. Ялаяса и др.). В песенном жанре работали Эрнесакс, X. Отса, Винтер, Пятс; в области эстр. музыки - У. Найсоо, Ойт, Подельский, В. Оякяэр, X. Хиндпере, О. Эхала, Р. Раннап. Значительны достижения эст. композиторов и в области киномузыки. Среди музыковедов: фольклористы X. Тампере, У. Кольк, И. Рюйтель; историки музыки И. Юриссон, A. Вахтер, К. Лейхтер, X. Кырвитс, X. Тынсон, О. Туйск, А. Хирвесоо; критики А. Семпер, М. Топманн. Среди эст. исполнителей: дирижёры - Р. Матсов, К. Раудсепп, X. Орусаар, засл. деят. искусств Эст. ССР B. Ярви, Р. Меркулов, П. Сауль, Э. Клас, Э. Кылар; хор. дирижёры - нар. арт. СССР Г. Эрнесакс, нар. арт. Эст. ССР Ю. Симм, К. Лейнус, Ю. Варисте, А. Ратассепп, К. Аренг, О. Оя, X. Кальюсте; певцы - нар. арт. СССР М. Войтес, А. Кааль, X. Крумм, Т. Куузик, Г. Отс, нар. арт. Эст. ССР Э. Бни, А. Ардер. В. Гурьев, О. Лунд, X. Ляэтс, Е. Маасик, Т. Майсте, К. Отс, М. Пальм, X. Пеэп, М. Тарас, У. Таутс, засл. деят. искусств Эст. ССР В. Куслап; пианисты - засл. арт. Эст. ССР А. Клас и Б. Лукк, X. Сепи; скрипачи - нар. арт. Эст. ССР В. Алумяэ, засл. арт. Эст. ССР И. Раннап, Ю. Геррец; органист - нар. арт. Эст. ССР X. Лепнурм; флейтист - засл. арт. Эст. ССР С. Саулус. В Эст. ССР регулярно проводятся Дни литературы и искусства нац. сов. республик (с 1972), в Таллине - всесоюзные фестивали хоров (2 раза в 5 лет), с 1967 - респ. конкурсы исполнителей (инструменталистов и вокалистов). С 1946 присуждаются Гос. пр. Эст. ССР, с 1972 - ежегодные пр. Эст. ССР в области музыки. В Эст. ССР функционируют (1982): театр оперы и балета «Эстония» (Таллин), театр оперы, балета и драмы «Ванемуйне» (Тарту), Гос. симф. оркестр Эст. ССР (Таллин), филармония (Таллин), Акад. муж. хор Эст. ССР, смешанный хор Эст. телевидения и радио, Таллинский камерный оркестр (1961), Таллинский камерный хор (1962), ансамбль старинной музыки «Хортус мусикус» (1977), квинтет дух. инструментов им. Я. Тамма, струн. квартет Эст. филармонии (1974), эстр. оркестр Эст. телевидения и радио, эстр. ансамбль «Лайне» (1965); CК Эст. ССР (1941); Музей театра и музыки (1923, Таллин), Таллинская консерватория, Таллинская средняя муз. школа, 2 муз. уч-ща (Таллин, Тарту), 33 детские муз. школы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь