на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЭФИОПСКАЯ МУЗЫКА. Музыкальная культура Эфиопии благодаря особенностям географич. положения страны (расположена на стыке Африки и Азии) складывалась во взаимодействии с разл. культурами, в т. ч. древнеегип., древнееврейской, позднее арабской, а также некоторых африканских. Вобрав мн. влияния, с 8 в. Э. м. долгое время развивалась в изоляции от внешнего мира и выработала своеобразные стили и формы. Существ. роль отводится музыке и литургич. танцу в христианской монофиситской церкви (в 5-6 вв. христианство стало господствующей религией Эфиопии). При мн. монастырях создавались школы пения (зема-бет), готовящие высококвалифицир. церк. певчих - дэбтэра (к 19 в. стали известны школы церковного пения в Дэбрэ-Аббай, Гондэре). Песнопения, входящие в литургию и др. богослужения, исполняются хором a cappella (преобладает унисонное пение с элементами гетерофонии), а также в сопровождении систра цынацыль, барабана кэбэро (эти инструменты используются только в сакральной сфере). Для церк. музыки характерны хроматика, богатая орнаментика. Согласно преданию, систематизацию важнейших песнопений осуществил в 6 в. легендарный музыкант - св. Яред. Антифонарий «Дэггуа» и др. сборники песнопений («Цома Дэггуа», «Мауасеэт», «Меэраф») содержат тексты песнопений, снабжённые знаками нотации мнемонич. типа. В 16 в. деятели эфиопской церкви Гэра и Рагуэль внесли существ. вклад в формирование системы нотации, основанной на сокращённом обозначении мелодич. оборотов (серайе) с помощью спец. знаков - мэлекет, использующих буквы слогового письма языка гыыз. Культовая музыка и танцы исполняются также вне церкви (в религ. процессиях и т. п.), причём при участии и светских музыкантов, играющих на инструментах, не использующихся в церкви. Церк. музыка, сохраняя архаич. черты, связанные с др.-евр,, др.-егип. и сирийско-визант. влияниями, впитала мн. особенности нар. музыки Эфиопии. В связи с пестротой и разнородностью этнич. состава населения богата и разнообразна традиц. Э. м. Так, для народов Центр. плато (амхара, тиграи и др.) характерно преобладание вок. музыки: распространены разновидности песни-танца зэфэн, воинские песни фукэра, плачи мушо. Пение преим. одноголосно (за исключением.2-голосия, встречающегося у хамина - бродячих певцов низших сословий), мелодика основана на пентатонич. звукорядах, богата мелизматикой. Вок. жанры преобладают также у разл. групп народов галла (оромо), тематика многочисл. песен которых отражает особенности их хозяйств, уклада (большинство оромо - скотоводы). В муз. традициях народов юго-зап. Эфиопии (консо, гимира, маджи и др.) важную роль выполняют инстр. ансамбли (флейты, рога); встречается многоголосие разл. типов (в т. ч. сложные 4-гол. хоры у народности дорзе). Господство на значит. территории Эфиопии ислама (с 10-12 вв.) привело к проникновению в фольклор прибрежных (народ тигре), восточных (данакиль, адэре, сомали) и центральных (часть оромо и гураге) р-нов страны арабо-мусульм. муз. жанров. Разнообразен муз. инструментарий. У народов Центр. плато широко представлены струн. щипковые - бэгэна (10 струн), кырар (6 струн), однострунный смычковый мэспнко (масинко); из духовых популярны вашинт (вертикальная флейта с 4 отверстиями; первоначально - пастушья свирель), ымбылта (эмбилта; флейта с 1 отверстием), труба малакат; из ударных - барабаны атамо, литавры нэгарит. В юго-зап. областях встречаются бамбуковые трубы дл. 2-6 м, разл. флейты, в т. ч. флейты Пана, и рога; у нилотских народов - ксилофоны и ламеллофоны типа санза. В этих р-нах на муз. инструментах играли лишь члены низших ремесленных каст (кожевников, гончаров, кузнецов и др.). Носителями традиц. муз. культуры в Эфиопии были проф. певцы-сказители азмари. Они нередко служили при дворах знатных вельмож, а также путешествовали по стране, сообщая новости и исполняя песни героико-историч. и философского содержания. Их песни зачастую содержали острую социальную критику. Отличит. особенность азмари - сольное пение, сопровождаемое виртуозной игрой на мэсинко или кыраре. Хамина (члены касты отверженных) поют небольшими группами и без инстр. сопровождения (на языке народов тиграи обе эти категории обозначаются термином «уата»). В прошлом профессия азмари презиралась. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в совр. Эфиопии, престиж их растёт, создано проф. объединение азмари. Известностью в стране пользуются Тылахун Гэссэсе, Мэлаку Гэлау, Гэтамесай Абэбе. Существ. изменения в муз. жизни Эфиопии связаны с проникновением в страну элементов европ. культуры (кон. 19 - нач. 20 вв.), быстрым ростом городов (1-я треть 20 в.). Появились дух. бэнды (первый военный бэнд осн. в 1924 К. Налбандяном), танц. оркестры (1947) и хор. коллективы европ. типа. В городах возникли новые формы муз. жизни - исполнение музыки на эстраде. Получила распространение музыка, сочетающая местные и евро-амер. черты. Комп. Каньятта Иофатаха Негуссе, Алэка Мэлаку Бэгго-сеу впервые применили европ. систему нотации. Основываясь на нац. материале, они используют в своём творчестве элементы европ. муз. языка. В 1940-50-х гг. были созданы многочисл. ансамбли, состоящие из европ. муз. инструментов и ориентированные на евро-амер. массовую культуру. Одноврем. появились т. н. фольклорные оркестры, включающие разл., гл. обр. модифицированные, нац. инструменты. Для музыки, исполняемой обоими видами ансамблей, характерно существ. упрощение мелодики и метроритмич. структур по сравнению с традиц. формами. В то же время в 50-60-х гг. возрос интерес к традиц. Э. м. В 1952 началось серьёзное изучение фольклора (этим занималось этнологич. студенч. общество при Университетском колледже в Аддис-Абебе). Появились первые эфиопские музыковедч. работы, посв. нац. музыке (Ашшэннафи Кэбэдэ, Тито Лэписа, Тэсфае Лемма и др.). Большое внимание уделяется муз. образованию: основаны ф-ты искусств в университетах Аддис-Абебы и Асмары; в 1963 при университете Аддис-Абебы создан Центр художеств. творчества. В 1963 в Аддис-Абебе открыта Нац. школа музыки Яреда. Музыканты страны объединены в муз. ассоциацию, к-рую возглавляет комп. Аманэ Ибрахим, автор ряда камерно-инстр. произв., муз. драмы, революц. песен. Известностью пользуется комп. Даниель Иоханнэс, написавший Гимн социалистич. Эфиопии. Победа революции (1974) изменила отношение к нац. муз. наследию. Создано Мин-во культуры, в ведении которого находится б. ч. проф. муз. коллективов. Популярны ансамбли традиц. музыки Нац. театра, Патриотич. театра, Рас-театра и Культурной группы при Горсовете г. Аддис-Абеба. Ансамбли из Эфиопии неоднократно выступали в СССР, в сов. муз. уч. заведениях обучаются эфиопские студенты.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь