на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович [10(22) VI 1877, Харьков - 26 XI 1942, Саратов] - сов. муз. теоретик, педагог, пианист, композитор и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1941). В 1898 окончил Киевское муз. уч-ще по классу фп. у В. В. Пухальского (по муз.-теоретич. предметам занимался у Е. А. Рыба), в 1903 - Моск. консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева и по классу фп. у H. E. Шишкина (курс истории рус. церк. пения - у С. В. Смоленского). Принимал активное участие в деятельности Музыкально-этнографической комиссии при Моск. университете (с 1903), был одним из инициаторов создания Народной консерватории при Моск. обществе нар. университетов (1906; до 1916 вёл в ней муз.-теоретич. предметы, хор. и фп. классы), «Музыкальных выставок» (совм. с М. А. Дейша-Сионицкой, 1907-11). С 1916 профессор Киевской консерватории (классы фп. и композиции), с 1918 - также Муз.-драм. института им. Н. В. Лысенко. С 1917 директор Киевской нар. консерватории (осн. в 1916), в которой руководил инструкторскими курсами для преподавателей, хор. и муз.-пропагандистской работой. В 1921 по вызову А. В. Луначарского переехал в Москву. В 1921-25 зав. отделом муз.-уч. заведений Главпрофобра, в 1922-30 пред. муз. секции и чл. Гос. учёного совета Наркомпроса РСФСР, в 1921-1930 зав. уч. частью и педагог созданного по его инициативе 1-го Моск. муз. техникума, в котором преподавание муз. дисциплин велось на основе его теории. В 1921-1931 действит. чл. ГАХНа (позднее - ГАНС). В 1932-1939 ст. редактор «Музгиза». В 1938-42 профессор Моск. консерватории. Я. - один из самых значит. деятелей рус. и сов. муз. науки, оказавший воздействие на всю рус. муз. культуру 1-й пол. 20 в. Он первым из рус. учёных создал обобщающую муз.-теоретич. систему - теорию «муз. мышления» (первоначальное назв.- теория ладового ритма; по ней в 1930 состоялась всесоюзная конференция под пред. Луначарского, выступившего в защиту идей Я.). В основу её легло понимание Я. музыки как своеобразного вида речи, общения между людьми. В связи с этим новую трактовку получил ряд понятий, в особенности - лада. Противопоставив лад прежним понятиям гаммы, звукоряда, Я. впервые выделил его как самостоят. категорию. Он понимал лад как организацию муз. мышления и речи на основе внутр. слуховой настройки. Последняя обусловливает воспроизведение и восприятие музыки и формируется под воздействием историч.-социальных причин. Принципом организации лада Я. считал соединение систем (тритон с его разрешением) - единичной и двойной, и их сочетаний. Исходя из этого, Я. обосновал множественность ладов и указал на возможность существования ладов, отличающихся от мажора и минора. Ладовая концепция Я. была тем более актуальна, что в 1-е десятилетие 20 в. выступили атоналисты, отрицавшие ладовое мышление вообще (см. Атональная музыка). Я. расширил трактовку ладовой функциональности (соотношение устойчивости и неустойчивости, сопряжения и т. п.). В неразрывной связи с ладовой стороной Я. рассматривал проблемы ритма (т. е. ладо-временных соотношений в музыке) и интонационности. Я. ещё в начале века заложил основы учения об интонации, ставшей одной из центр. категорий совр. музыкознания. Многие общеупотребительные ныне термины (интонация, предыкт, названия открытых им ладов - переменный, увеличенный и др.) были впервые предложены и обоснованы Я. Однако многие совр. музыковеды не разделяют ряда положений теории Я. Я.-учёного отличали разносторонность и широта науч. интересов. Он обладал исключит. эрудицией в области разл. искусств, философии, эстетики, истории и психологии, позволявшей ему успешно изучать особенности художеств. мышления разл. эпох. Многогранной интенсивной деятельности Я. свойственно органичное слияние науч. изысканий и практич. педагогич. и организац. работы. Он был неутомимым обществ. деятелем и муз. просветителем, в т. ч. в области детского муз. воспитания, одним из инициаторов реорганизации сов. музыкального образования. Значит. роль играл Я. в конц. жизни Москвы и Киева. Выдающийся пианист, он с 1906 постоянно выступал в концертах как солист и ансамблист (с К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, П. Коханьским, О. Н. Бутомо-Названовой, с квартетом им. Страдивари и др.); в 30-е гг. явился инициатором ряда концертов с участием видных сов. и заруб. исполнителей. Педагогич. деятельность Я. была новаторской по целям и формам, он стремился к развитию у учащихся творч. мышления. Наиболее значит. были 2 вузовских семинара Я.: «Баховский» и «История исполнительских стилей». Среди его учеников - А. А. Альшванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, С. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман и др. Его влияние частично испытали Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Д. Конен, Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и др. Я. - автор оперы «Вышка Октября» (1930, Большой театр), орк. пьесы «Три расцвета» (1905), соч. для фп., романсов; ему принадлежат сборник обработок для голоса и фп. «И. С. Бах. Песни и арии. Фортепианное сопровождение на основе баса И. С. Баха» (1939; 2-е изд. 1966), записи и обработки нар. песен, а также многочисл. статьи. Под его ред. издан учебник: Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи (ч. 1-2, М., 1930). Мн. работы Я. (рукоп.) хранятся в Музее муз. культуры им. М. И. Глинки.
Соч.: Строение музыкальной речи, ч. 1-3, [М., 1908]; Упражнения в голосоведении, М., 1913, 1928; Текст и музыка (продолжение работы «Строение муз. речи»), «Музыка», 1914, No 163, 166, 169; Строение музыкального произведения в связи с его исполнением, М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, М., 1915, Упражнения в образовании схем ладового ритма, М., 1928; Основные элементы музыки, «Искусство», 1923, No 1; Восприятие ладовых мелодических построений (совм. с С. Н. Беляевой-Экземплярской), в кн.: Сборники экспериментально-психологических исследований, вып. 1, Л., 1926; Конструкция мелодического процесса, в сб.: Структура мелодии, вып. 3, M., 1929; Сюиты Баха для клавира (под ред. С. Протопопова), М.-Л., 1947; Из «Воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве», в сб.: С. И. Танеев, Из научно-педагогического наследия, М., 1967.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь