на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АЛЬТЕРАЦИЯ (от позднелат. alteratio - изменение) - 1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.: (диез, повышение на полутон), (бемоль, понижение на полутон), (дубль-диез, повышение на тон), (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, цифра 220). Знаки А., стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки А. перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от А. обозначается знаком (бекар); знаки, и устарели, и в случаях, когда за звуком, повышенным на тон, следует тот же звук, повышенный на полтона, или за звуком, пониженным на тон, - тот же звук, пониженный на полтона, после пишут не, a, и соответственно после не, a. Первоначально понятие А. возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным - более высокая («квадратная», франц. саrrй, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара. На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки А. В совр. музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков А. часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки А. обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются. 2) В учении о гармонии А. обычно понимается как хроматич. видоизменение осн. неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонич. трезвучия). Напр., в C-dur: Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, к-рая располагается полутоном выше одного из звуков тонич. трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину): В др. трактовке под А. понимается вообще всякое хроматич. видоизменение диатонич. аккорда независимо от того, направлен ли хроматич. ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Напр., в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени. 3) В мензуральной нотации А. - удвоение второй из двух равных нотных длительностей (напр., второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; | | в двухдольном метре (в совр. ритмич. записи) превращаются в | | в трёхдольном.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь