на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



АРИСТОКСЕН ('Aristoxenos) (354, Тарент - ок. 300 до н. э.) - др.-греч. муз. теоретик. Учился у Аристотеля в Афинах, там же преподавал. Своё учение изложил в многочисл. работах (св. 450; б. ч. утеряна). Сохранился его труд «Гармоника» (в 3 кн.), фрагменты из «Ритмики», некоторые положения его учения дошли до нас в изложении Плутарха. А. предпринял попытку синтезировать аристотелевскую концепцию с критически переосмысленными элементами учения Пифагора. Звуки, их высота, интервалы представляют собой, по мнению A., феномены естеств. и строго закономерного движения и порядка в природе. Также и ритмич. организация звуков имеет объективную основу, составляя ритмизированную, упорядоченную разновидность объективного «порядка времён». В противовес идеализму Платона, А. утверждал, что душа - это гармония тела, обладающая муз. строем, подобным струн. инструментам. Это даёт людям возможность эмпирич. познания музыки и её закономерностей. Он отвергал учение пифагорейцев о чисто математич. природе звуковых отношений и обращался к чувств. опыту: «О величинах интервалов мы судим при помощи слуха». А. впервые выдвинул предположение, что в «непосредственной слышимости» муз. звуки несколько отклоняются от «чистого строя», сконструированного пифагорейской школой. Но высота звука и величина интервала не заключают в себе всей полноты муз. звучания. По слуху можно определить величину интервалов, но для того чтобы понять их значение, необходимо размышление. Разработал систематику «гармонических» (музыкальных) явлений, различающихся по наклонениям, интервалам, абсолютной высоте, ладам, возможным модуляциям, композиц. принципам. А. классифицировал интервалы по консонантности и диссонантности звучания, по степени их сложности, по рациональности структуры. Для А. ритм - выражение мужественного, активного начала в музыке; он связывал ритм в музыке с ритмом стиха и с мерностью физич. движения в природе. А. оказал влияние на муз. концепции школы неоплатоников, на муз. теорию ср. веков и эпохи Возрождения. Издания: Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenentums, Bd 1, ьbers. u. erklört durch R. Westphal, Lpz., 1883; то же, Bd 2. Berichtigter Originaltext…, hrsg. von Fr. Saran, Lpz., 1893.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
АР..

ЯРОШЕВСКИЙ

Музыкальный словарь ver16