на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


АРФА (итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) - щипковый многострунный инструмент. Ранние изображения А. относятся к 3-му тысячелетию до н. э. В своём простейшем виде А. встречается почти у всех народов мира. Известны A.: египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и др. В начале н. э. А. была излюбленным инструментом ирл. и шотл. бардов, в ср. века - трубадуров и миннезингеров. Среди народов СССР А. распространена с древнейших времён: груз. - чанги, абх. - аюмаа, осет. - дуадастанон, манси - тор-сапль-юх и др. Первые образцы хроматич. арф появились в 16 в. Ок. 1720 баварский мастер Г. Хохбруккер построил хроматич. А. с педально-крючковым механизмом для перестройки струн, к-рая прочно вошла в музыкальную практику. Совр. педальная А. «двойного действия» изобретена С. Эраром во Франции ок. 1810. Представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной, внутри которой по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним концом они закрепляются на деке (плоской верхней части резонаторного корпуса), другим наматываются на колки в верхней (изогнутой) части инструмента, несущей на себе также диски педального механизма. Система рычагов, размещённых в колонне (на противоположной исполнителю стороне A.), соединяет последние с педалями, вмонтированными в дерев. основание-пьедестал. Каждая из педалей, перемещаясь в трёх позициях, приводит диски в движение. Они укорачивают рабочую длину струны с таким расчётом, чтобы её звучание повышалось на полтона (при нажатии педали до половины) или на тон (при полном нажатии педали). 7 педалей - по числу ступеней диатонич. гаммы - воздействуют на одноим. струны звукоряда А. одновременно во всех его октавах. Это позволяет перестраивать А. во все мажорные и минорные тональности. Осн. строй А. диатонический - Ces-dur. Струн обычно 44, от D до f, часто добавляются нижнее С и верхнее g, очень редко ещё одна-две струны. Крайние струны (С и D внизу, е и f наверху) не имеют механики. 10-11 нижних струн металлические, обвитые, остальные жильные. Для удобства ориентировки исполнителя все струны «до» выкрашены в красный цвет, «фа» - в синий. Диапазон А. с 46 струнами С1 - g4. Тембр А. нежный, серебристый, техника игры разнообразна (аккорды, глиссандо, арпеджио, пассажи, флажолеты, игра у деки, тушение лишних звуков), однако она менее приспособлена для передачи мелодии. Наиболее известные фирмы A.: «Эрар» (Франция), «Морли» (Англия), «Лайон энд Хили» (США). В СССР А. выпускаются Ленингр. фабрикой им. Луначарского. А. применяется как сольный, ансамблевый и орк. инструмент. Сочинения для А. 16-17 вв. близки к произв. для клавишных и щипковых инструментов; специфич. особенности А. находят отражение в музыке для этого инструмента лишь с 18 в. В оркестр А. была введена К. Монтеверди («Орфей», 1607), Г. Ф. Генделем («Юлий Цезарь», 1724) и К. В. Глюком («Орфей и Эвридика», 1762). Как сольный инструмент популярность приобрела в 18-19 вв. В 19 в. более всего использовалась в оперно-балетном оркестре, с конца века входит в орк. состав крупных симфонич. произведений. Сольные произведения для А. писали И. С. Бах, Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, Л. Шпор, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, А. Казелла и др. Сочинения для А. или для А. и др. солирующих инструментов с орк. созданы в 20 в. P. M. Глиэром, С. Н. Василенко, Э. Кшенеком, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, П. Хиндемитом. Крупнейшие зарубежные арфисты Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, Ф. Й. Дизи, М. Гранжани, К. Сальседо, Н. Сабалета, отечественные - А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, А. И. Слепушкин, Н. И. Амосов, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, О. Г. Эрдели.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь