на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БИРМАНСКАЯ МУЗЫКА. Муз. искусство Бирмы тесно связано с танцем и театр. представлениями. Истоки Б. м. - в древнейших религ. ритуалах. Музыка получила развитие задолго до укрепления в стране буддизма, когда был распространён языч. культ натов (духов). Им посвящалось т.н. нат-пве (представление натов) - ритуальный обряд, включавший в себя танцы и декламацию в сопровождении муз. инструментов. В основе песен и танцев, популярных и в совр. Б., сохранились элементы этого ритуала. Б. м. строится на простой пентатонике. Нац. муз. традиции Б. формировались под влиянием монов и пью - народов, живших на территории Бирмы до прихода предков собственно бирманцев. Первое свидетельство о наличии в Бирме развитой инстр. музыки относится к нач. 9 в. Это отклик видных кит. поэтов (в т.ч. Бо Цзюй-и), высоко оценивших выступление 35 музыкантов пью, прибывших в нач. 9 в. в столицу Китая (Чанъань). Б. м. достигла расцвета в эпоху Паганского гос-ва (11-13 вв.). О значении музыки и танцев в культуре Бирмы этого времени свидетельствуют также надписи в пагодах, говорящие о том, что музыканты и танцовщики были участниками разл. религ. празднеств и церемоний (на стенах храмов сохранились изображения танц. сцен). Музыка постепенно отделяется от танцев и становится самостоят. видом искусства. Среди инструментов, использовавшихся в этот период, - разл. барабаны, гонги, в т.ч. подвесные и циркульные, раковины, арфы с разным количеством струн (до 16), рожки и мн. др. В 1-й пол. 16 в. сформировался характерный для Бирмы тип оркестра, т.н. сайн вайн, просуществовавший почти без изменений до сер. 19 в., когда мн. инструменты были реконструированы. В усовершенствованном виде сайн вайн сохранился до нашего времени. В него входят ударные: патсайн - циркульный барабан (состоит из 21 барабана, которые подобраны по высоте тона и подвешены вертикально на кольцевой обычно позолоченной дерев. основе; исполнитель сидит или стоит в центре этой установки) и др. барабаны, чейвайн - циркульный гонг (состоит из подвешенных по кругу 18 гонгов, на которых играют деревянными палочками), патталб (род ксилофона из 24 пластинок, расположенных по высоте тона; существует 3 их вида: ва - бамбуковый, тан - железный, чей - медный), лингвин - большие и малые тарелки (кхекхвин), бамбуковые трещотки, колокольчики; струнные: саун - арфа со струнами из кручёного шёлка или искусств. нитей (по виду напоминает очертания бирм. лодки; один из самых древних нац. инструментов; популярен и в совр. Бирме), тоунлоун саун - трёхструнная арфа (в форме крокодила, вдоль спины которого натянуты струны); среди духовых - солирующий инструмент патоукау (танкоукау) - род рожка с мундштуком из пальмового листа, имеет 7 отверстий с одной стороны и одно - с другой (для большого пальца), хне - род гобоя из бамбука, пьуей - род флейты. К концу 13 в. относится наиболее древняя из дошедших до нас песен - военная песня (исполнявшаяся во время танца со щитом). Позднее получила развитие придв. песня, также связанная с танцем и исполнявшаяся во время разл. торжеств и церемоний в корол. дворце. Существовали разл. типы песен: чоу, бве, тичхин кхан, пат пьоу; сиамские, монские и др. Известные исполнительницы классич. песен, популярных и в совр. Бирме, - До Аун Чи, До Со Мья, Ей Чи, До Дейти Ньюн и др. В дворцовой драме 18 в. - «нандвинза» - большое место отводилось музыке, пению и танцу. Вок. речитатив, инстр. музыка и танец связывались между собой интермедиями. Оркестр (состоял только из мужчин - от 3 до 10) исполнял перед каждой сценой муз. вступление (во время сценич. действия оркестр использовался редко). Определённые инструменты оркестра предназначались для сопровождения речитатива и для танца. Установилась строгая последовательность муз. сопровождения сцен. Обычно один и тот же актёр был певцом и танцовщиком одновременно. В сер. 18 в., после победы над Сиамом, в Бирме сложилась новая школа, впитавшая в себя традиции Б. м. и обогащённая достижениями сиамского муз. искусства. Сиамские песни вошли в классич. Б. м. (йоудая тичхин). В 18-19 вв. большой вклад в бирм. муз. культуру внесли поэты-композиторы Мьявади Минджи У Ca, Падейтаяза, поэтессы-композиторы Хлайнтхей Кхаун Тин и Ma Ma Ле. Известными исполнителями на бирм. арфе в 19 в. были У Маун Джи и его ученик У Маун Лат. Популярные актёры-танцовщики 20 в. У По Сейн, Аунгбала и Сейн Кадон много сделали для развития муз. культуры Бирмы. В совр. бирм. театральных представлениях музыка по-прежнему занимает большое место. Это муз. и песенно-танц. интермедии. Сольные муз. номера и оркестровые пьесы служат вставными или завершающими номерами в аньейнпве (театральная программа, состоящая из традиц. танц. номеров, перемежающихся с злободневными диалогами, в которых участвуют комич. персонажи), и в т.н. затпве (многочасовая муз. драма). Важное значение сохранил оркестр, в составе которого появились скрипки и гитары. В совр. Бирме религ. празднества всегда сопровождаются музыкой (в зависимости от характера празднества используются разл. инструменты). В совр. нар. Б. м. сохранились традиции муз. фестивалей с танцами, названия которых происходят от инстр. сопровождения данного нар. танца: оу зи (танец с двойным барабаном), доу па (танец с малым барабаном). Бирманцы хранят и развивают нац. муз. традиции. Мн. трудовые процессы сопровождаются музыкой: напр., во время посадки риса играют на поун шей (большой барабан). Развивается проф. муз. искусство. Созданы гос. школы музыки и танца, школы изящных искусств в Рангуне и Мандалае, в которых изучаются как классич. бирманские формы искусств, так и совр. европ.; организованы Гос. бирм. оркестр во главе с режиссёром и композитором У Хан Па (в 1956 оркестр вместе с др. мастерами искусств Бирмы гастролировал в СССР) и Ансамбль бирм. нац. танца (гастролировал в СССР в 1972). Для совр. бирм. оркестра характерно использование наряду с нац. инструментами некоторых европ. инструментов (скрипка, фп., труба). Музыканты, учившиеся в разных странах (в т.ч. в СССР), организовали небольшой симф. оркестр, исполняющий классич. и совр. музыку зап.-европ., рус. и советский композиторов. В совр. Б. м. проникают европ. мелодии, в т.ч. джазовые.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БИ..

УДЭГЕЙСКАЯ МУЗЫКА

УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА

ФЕРНИ-ДЖИРАЛЬДОНИ

ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА

ФОРМА МУЗЫКАЛЬНАЯ

ХОРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ

ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ

Музыкальный словарь ver16