на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЛИСС (Bliss) Артур (р. 2 VIII 1891, Лондон) - английский композитор. Муз. образование получил в Пемброк-колледже (Кембридж) и в лондонском Корол. муз. колледже (класс композиции Ч. Станфорда), пользовался также советами Р. Воана-Уильямса и Г. Холста. Выступал как дирижёр (в 1956 гастролировал в СССР). В 1942-44 муз. рук. радиокомпании Би-Би-Си. В 1953 получил звание «мастера музыки её величества королевы». В произв. Б. раннего периода заметно влияние творчества М. Равеля, затем И. Ф. Стравинского и «Шестёрки» (фп. квинтет, рапсодия для 2 фп. и деревянных инстр.). Начало зрелого творчества Б. связывает с созданием вок. пьесы «Мадам Ной» («Madam Noy») для сопрано и инстр. ансамбля (1918). В дальнейшем создал сочинения, обратившие на себя внимание оригинальной манерой письма, новыми приёмами звукописи, своеобразной инструментовкой: напр., в пьесе «Шумное сборище» («Rout», 1919) для сопрано и 10 инструментов вок. партия имеет чисто фонетич. значение. Экспериментирование в области инструментовки, поиски необычных звуковых красок и колористич. эффектов типичны и для др. сочинений Б.: цикла программных пьес для струн. и деревянных инстр. «Разговоры» («Conversation», 1919), «Симфонии красок» («Colour symphony», 1922) и др.
Соч.: опера Олимпийцы (The Olympians, либр. Д. Пристли, пост. 1949), телеопера Тобиас и ангел (Tobias and the angel, 1960); балеты - Шахматы (Checkmate, 1937), Чудо в Горбалс (Miracle in the Gorbals, 1944), Адам Зеро (Adam Zero, 1946), Леди из Шалота (1958); кантаты - Куча загадок (A knot of riddles, 1963), Золотая кантата (Golden cantata, 1964), Обременённый мир (The world is charged, 1969); для орк. - симфония Герои утра (Morning heroes, посв. погибшим в сражениях разных времён и народов; для хора, чтеца и орк., 1930), увертюра Эдинбург (1956); концерты с орк. - для фп. (1939), окр. (1955); камерные соч. - квинтеты, струн. квартеты (1924, 1941, 1950); соч. для голоса с разл. инстр. ансамблями; фп. произв.; Концертино для влч. (1970); песни и др. Лит. соч.: As I remember, L., 1970.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь