на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЛИЦСТАЙН (Blitzstein) Марк (2 III 1905, Филадельфия - 22 I 1964, о-в Мартиника) - американский композитор. Учился игре на фп. и органе в Пенсильванском университете, композиции - под рук. Р. Скалеро в Муз. институте Кёртис (Филадельфия, 1924-26); совершенствовался в фп. игре у А. Зилоти (Нью-Йорк, 1923-25), затем - у Н. Буланже в Париже (1926) и А. Шёнберга в Берлине (1927). По возвращении в США преподавал в Колумбийском университете, Вассар-колледже, Новой школе социологич. исследований. Работал гл. обр. в области муз. театра. В сценич. произв. (на собств. либр.) обращался к острым социальным темам - мьюзикл «Колыбель будет качаться» («The cradle will rock»; пост. 1937, Нью-Йорк; был запрещён по политич. мотивам, впервые исполнен с фп. в 1937, с орк. - в 1947); опера «Нет - вместо ответа». Наиболее значит. опера Б. - «Реджина» (по пьесе «Лисички» Л. Хелман, 1949). В. был участником 2-й мировой войны 1939-45, написал неск. антивоенных произв., в т.ч. симф. поэму «Утро свободы» («Freedom morning», 1943), кантату «Воздушнодесантная» («Airborne», 1944, исп. 1946), ряд песен. Для муз. стиля Б. характерно использование интонаций совр. популярной музыки; композитор стремится обращаться к широкой, демократич. аудитории. В произв. для муз. театра ощутимо влияние К. Вейля и П. Дессау (написал амер. вариант «Трёхгрошовой оперы» Вейля, 1954). Б. много работал в документальном кино; создал одну из первых киноопер «Ночная смена» (1942).
Соч.: оперы - Нет - вместо ответа (No for an answer, Нью-Йорк, 1941), одноактная опера-фарс Трипл-сек (Triple sec, 1928), Парабола и циркула (Parabola and circula, одноактная опера-балет, 1929), Гарпии (The Harpies, соч. 1931, пост. 1953), Реджина (Бостон и Нью-Йорк, 1949), Я нашёл звук (радиоопера, 1937); балеты - Каин (1930), Шоу (1946); оратория - Осужденные (The condemned, 1930); для голоса и струн. орк. - Боги (1926); для орк. и с орк. - Романтич. пьеса (Romantic piece, 1930), Вариации (1934), концерт для фп. (1931); камерно-инстр. соч. - струн. квартет (1930), серенада для струн. квартета (1932); для фп. - соната (1927), сюита (1933), Музыка ударных (Percussion music, 1929); песни на сл. У. Уитмена и Э. Каммингса; музыка к театр. постановкам и кинофильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь