на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БОЛИВИЙСКАЯ МУЗЫКА. Муз. искусство Боливии представлено музыкой коренных жителей страны - индейцев, а также музыкой креолов. Индейский муз. фольклор самобытен и разнообразен. Распространены лирич. песенные жанры: багуала, ярави, видала, уанка. Популярны также сопровождающие танцы инструментальные наигрыши - уайно, уайнито. Индейская музыка осн. на пентатонике, причём используются все 5 её видов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. В индейском муз. фольклоре различаются два своеобразных пласта: музыка жителей горных районов, по характеру сдержанная, неск. суровая, и музыка обитателей равнинной части страны - более жизнерадостная. Богат инструментарий индейцев. Насчитывается св. 20 типов дух. инструментов, среди них - кена (продольная флейта, имеющая от 2 до 6 отверстий, изготовляется чаще из тростника и костей животных), тарка (продольная флейта, отличается от кена размером, тембром), эрке (большая труба, длина её достигает 3 м), сикус (на яз. аймара; антара на яз. кечуа; разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек колеблется от 6 до 20, размер - от миниатюрной до 1,5 м). Из ударных бытуют всевозможные барабаны - путука, уанара, тинтайа и др. Проникновению в индейскую музыку струн. инструментов способствовали испанцы. Музыка болив. креолов (общая для всех креолов Юж. Америки) сложилась под влиянием испан. музыки. В Боливии популярны креольские танцы - самакуэка (куэка), гато, маринера. Из песенных жанров широко известны лирич. песни: ярави (самобытная, отличающаяся от индейской того же названия), тристе и др. Любимый музыкальный инструмент креолов - гитара (6-струнная, испанская). Встречаются также диатоническая арфа и чаранго (сельская гитара, имеющая 5 двойных струн и иную, чем обычная гитара, настройку). В ансамблевой игре чаранго зачастую поручается наряду с аккомпанементом мелодическая линия (гитара используется только как аккомпанирующий инструмент). В Ла-Пасе работают Нац. консерватория (осн. 1908), Нац. симф. оркестр (осн. 1940). Среди проф. композиторов Боливии - Э. Каба, автор многочисл. вок., хор., инстр. произв., в т. ч. балета «Кольяна», симф. поэм «Потоси», «Ильимани»; Т. Варгас - композитор, фольклорист; X. М. В. Майдана - композитор и дирижёр, автор 4 балетов, симф. произв., театр. музыки; А. Г. Браво - композитор и музыковед и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь