на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БОЛОНСКАЯ ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (Accademia Filarmonica). Осн. в 1666 в Болонье В. M. Каррати с целью содействовать изучению и распространению музыки. Б. ф. а. объединила все функционировавшие до неё в Болонье муз. академии; среди её членов были виднейшие музыканты Болоньи, а впоследствии и Европы. К нач. 18 в. Б. ф. а. возглавляла муз. жизнь города, являясь одним из крупнейших европ. центров муз. образования и музыковедения. Согласно папской булле 1749, на Б. ф. а. было возложено наблюдение за состоянием церковного пения во всей Италии. Существовали три градации членов академии: ассаdemico cantore (академик певец), accademico suonatore (академик исполнитель на инструменте) и accademico compositore (академик композитор). Для получения последней, высшей степени, необходимо было пройти сложный экзамен по теории музыки и композиции. Звание «академик композитор» давало право на должность руководителя капеллы в любой католич. церкви без дополнит. испытания, открывало путь к широкому признанию в Европе. Среди членов Б. ф. а. были В. А. Моцарт (1770), чешский комп. Й. Мысливечек (1771), русские музыканты М. С. Березовский (1771) и Е. И. Фомин (1785). Важная роль в истории Б. ф. а., в укреплении её авторитета в Европе принадлежит видному теоретику и историку музыки Дж. Б. Мартини, фактически возглавлявшему академию в течение неск. десятилетий. Среди воспитанников и учеников Мартини мн. крупнейшие композиторы 2-й пол. 18 в., в т. ч. Н. Йоммелли, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, А. Гретри, С. Маттеи и др. Мартини основал фундаментальную музыкальную библиотеку Б. ф. а., к-рая положила начало библиотеке консерватории. Не ограничиваясь науч. и педагогич. функциями, Б. ф. а. на протяжении 18 и 1-й пол. 19 вв. регулярно организовывала исполнение сочинений членов академии (преимущественно духовной музыки) в церкви Сан-Джованни ин Монте. В 19 в. влияние Б. ф. а. постепенно начинает ослабевать; её функции как муз.-образоват. центра переходят к Музыкальному лицею (осн. в 1804, ныне консерватория им. Дж. Б. Мартини). Во 2-й пол. 19 в. Б. ф. а. фактически прекратила свою деятельность. В настоящее время существует как мемориальный центр.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь