на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БОНН (Bonn) - столица ФРГ. 229,4 тыс. жит. (1970). До 17 в. муз. культура Б. была ограничена церк. пением. Муз. центр города (с конца 16 в.) - собор св. Кассиуса. Его хором, состоявшим из учеников монастырских школ, руководил придв. капельмейстер Карла V Ж. Тенье. В 17 в. Б. стал резиденцией кёльнских князей-архиепископов, что сказалось на развитии придв. муз. искусства. Был построен придв. театр, организованы придв. вок. и инстр. капеллы. Представления давались странствующими иностр. актёрами и оперными труппами. В 1778 в Б. открылся Нац. театр (рук. К. Г. Нефе). Впервые на его сцене пост. неск. небольших итал. опер отец Л. Бетховена - Иоганн ван Бетховен. В 18 в. в репертуаре итал. артистов преобладала опера-буффа; нем. труппы ставили в Б. зингшпили местных композиторов и комич. оперы франц., нем. и чеш. мастеров. Позднее ставились дивертисменты, водевили с музыкой местных композиторов (П. Грабелера, А. Мора, И. Кинкеля и др.). В аристократич. кругах Б. получило распространение домашнее музицирование, в котором принимали участие аристократы-меценаты: певица и пианистка графиня М. А. фон Хацфельд (Л. Бетховен посв. ей вариации на тему «Venni amore» - «Приди, любовь!», 1790, изд. 1802), валторнист придв. капеллы и композитор, впоследствии основатель Боннского издательства д'Антуан и др. Участниками и рук. придв. капеллы в 80-е гг. 18 в. были известные итальянские композиторы М. Нери, Дж. Донини, семья Рис, виолончелист Б. Ромберг, флейтист, впоследствии выдающийся теоретик и комп. А. Рейха, органист К. Г. Нефе и юный Л. Бетховен, а также многие высококвалифицированные певцы. В конце 19 в. боннская капелла (обслуживала церковь, дворец и театр) заняла одно из видных мест в Германии. Большую роль в муз. жизни Б. играли светские муз. кружки, соперничавшие между собой. Борьба происходила и между возникшими в Б. в нач. 19 в. многочисл. певч. союзами, большинство которых существовало недолго. Дольше других (1827-49) действовал Боннский певч. союз, созданный из 4 разных союзов (с 1834 его возглавляла И. Моккель). В 1843 был организован союз оркестрантов. Наибольшей остроты борьба муз. союзов и кружков, отражавшая столкновение прогрессивных и консервативных (впоследствии антивагнеровских) кругов, достигла в 1880-е гг., когда из Боннского университета был уволен X. Риман за поддержку Р. Вагнера. С 1848 кружок, руководимый Ф. Хаймзётом, стал городским певческим союзом и в течение 10 лет играл ведущую роль в музыкальной жизни Б. В 1852 городской певческий союз возглавил В. И. фон Василевский, ставший также руководителем Бетховенского союза, объединявшего инструменталистов. Б. был одним из муз. центров, где зародилось немецкий музыковедение. В Боннском университете (осн. в 1818) был создан муз. отдел, который возглавил проф. Г. К. Брейденштейн (с 1826; продолжал работать и в начале 20 в.: в 1919 Л. Шидермайр здесь вёл семинар по музыковедению). В 1927 муз. отдел был преобразован в исследовательский институт. В этом же году, к 100-летию со дня смерти Бетховена, в институте был основан Бетховенский архив (директора - Шидермайр, И. Шмидт-Гёрг). В ведении института находится дом, где родился Бетховен. Б. стал центром изучения его творчества. В Б. имеется консерватория и конц. зал, где каждые 2 года проводятся фестивали камерной музыки, посвященные Бетховену. С 1931 организуются бетховенские празднества. В 1959 построен зал Бетховена.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БО..

БАКУ

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕЙТ

БЕКИ

БЕНШ

БЕРГ

БЕРД

БИВА

БИЗЕ

БЛЕХ

БЛОК

БЛОМ

БЛОХ

БЛУЛ

БЛЮЗ

БОДО

БОРГ

БОРД

БОРИ

БОРК

БОШО

БРНО

БРОН

БРУК

БРУХ

БРЮК

БУВЕ

БУЛЛ

ВАЙС

ВЕГА

ВЕНА

ВИДУ

ВИЗЕ

ВИКС

ВИНА

ВИТТ

Музыкальный словарь ver16