на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БРАЗИЛЬСКАЯ МУЗЫКА. В Б. м. сочетаются элементы европ. (гл. обр. португ., а также испан.), афр. и индейской музыки. С 1-й пол. 16 в., после завоевания Бразилии португальцами, муз. искусство коренного населения - индейцев стало вытесняться португ. музыкой. В связи с этим влияние индейской музыки было ограниченным; искусство индейцев сохранилось гл. обр. в бассейне реки Амазонки. Старинная бразильская песня «O'pallida Madona». Признаками индейского фольклора служат пентатонные лады, нек-рая мелодич. и ритмич. монотонность нар. песен и танцев этого р-на страны. В 16 - сер. 19 вв. муз. фольклор негров-рабов, ввозившихся в Бразилию из Африки, весьма интенсивно сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с афр. музыкой говорят синкопированные ритмы, ряд ударно-шумовых муз. инструментов негр. происхождения, танцы - батуке, коко, конгада, жонго, маракату и др. (названия их имеют афр. корни), а также группы нар. песенно-танц. форм - самба, лунду и машиши, сочетающих афр., португ. и испано-амер. элементы. Нек-рые образцы африканского фольклора сохранились в нетронутом виде, они чаще всего звучат во время обрядовых ритуалов, например макумба, кандобле, шанго. О связях с испан. музыкальной культурой, элементы которой проникали в страну из соседних колонизированных испанцами территорий, свидетельствует распространение в Бразилии испан. танца фанданго, а также таких типов песен, как тирана, качуча, соронго. Браз. фольклор сохранил много общих черт с нар. португ. танцами и песнями; поныне в Бразилии популярны песенная форма модинья и её разновидности. Однако некоторые португ. фольклорные формы, прежде всего фадо, не привились в Бразилии. С португ. традицией связаны характерные для быта совр. Бразилии уличные, многочисленные детские хороводные песни, своеобразные омузыкаленные выкрики уличных разносчиков (прегоэс) и др. Особую область браз. гор. фольклора составляет специфическая форма музицирования - шоро. Вначале так назывались инстр. ансамбли (флейта, кларнет, саксофон, гитары, кавакиньо), музицировавшие в своеобразной импровизац. манере. Впоследствии назв. «шоро» стало применяться и к музыке, исполняемой таким составом инструментов. Стиль шоро послужил основой произв. проф. композиторов («14 шоро» Вила Лобоса и др.). Распространена форма десафио - песенно-инстр. состязание 2 и более исполнителей, в котором большую роль играет импровизация. Браз. нар. музыка ассимилирует разл. муз. формы, проникающие из-за рубежа (вальс, марш, польки, джазовую музыку). Богат браз. инструментарий: струн. инструменты - виолана (6-струн. гитара), виола (разновидность гитары), кавакиньо (разновидность мандолины); ударные - разнообразные барабаны (в т. ч. атабаке, кайша, куика, забумба), пандейро (бубен), агого (колокольчик); шумовые - шокальо, марака (погремушки), реко-реко (трещотка) и др. Бразильская народная песня «Морена». Проф. муз. культура Бразилии сравнительно молода. В период колонизации муз. центрами были монастыри и церкви, а единств. музыкантами - католич. миссионеры. Представители духовенства сочиняли музыку для мистерий - аутос (театрализов. представления); они же были первыми органистами и преподавателями музыки. В 40-х гг. 18 в. в домах богатых миссионеров ставились спектакли с музыкой. В 1748 падре Вентура основал первый муз.-драм. театр «Дом оперы», в 1776 актёр М. Луис - театр «Новая опера». Гл. место в репертуаре этих театров занимали драм. спектакли, однако давались также музыкальные представления, в т. ч. итальянские оперы. Развитие муз. культуры в нач. 19 в. связано с важнейшими событиями в жизни Бразилии: в 1808 Рио-де-Жанейро стал административным центром колонии под португ. управлением, в 1822 была провозглашена независимая браз. империя. В первые годы существования монархии центр муз. жизни находился при дворе, где регулярно выступала придв. капелла, ставились оперные спектакли на итал. и португ. языках. Первый император Бразилии - Педру I был композитором-любителем; ему принадлежит музыка «Гимна независимости» (впервые исп. в 1822 в «Доме оперы», при провозглашении независимости страны). К этому периоду относится деятельность браз. композиторов, заложивших основы проф. музыки. Среди них: органист Ж. М. Нунис Гарсиа - автор многочисл. духовных сочинений в стиле классиков 18 в., скрипач Д. Барбоза ди Араужу, комп. Ж. Ребосас. По инициативе португ. комп. М. Португала (жил в Бразилии с 1811) в Рио-де-Жанейро был открыт театр «Сан-Жуан» (1813), где ставились классич. оперы и произв. самого Португала. Однако в 1-й пол. 19 в. на браз. сцене господствовали итал. артисты. В сер. 19 в. заметный вклад в развитие Б. м. внёс композитор и обществ. деятель Ф. М. да Силва - автор опер и духовных сочинений, а также нац. гимна (1831). В 1841 он основал в Рио-де-Жанейро Корол. консерваторию, ставшую центром муз. образования страны. В 19 в. браз. композиторы работали преим. в оперном жанре, основываясь на итал. образцах. Первым к нац. сюжетам обратился А. К. Гомис (хотя его оперы шли на итал. яз.), произв. которого пользовались известностью и за пределами страны. Комп. Э. А. Лобу создал первую оперу с португ. текстом «Ночь на святого Жуана» (1860). В кон. 19 - нач. 20 вв. формируется нац. композиторская школа. Делаются попытки претворения в музыке своеобразных афро-браз. мелодий и ритмов, написания на их основе произв. крупной формы. К этому направлению принадлежат: А. Леви - автор популярного «Бразильского танго» для орк., А. Непомусену, который впервые обратился к нац. фольклору в симф. музыке, Л. Мигис, Э. Освальд, Ф. Брага, Э. Назарет, братья Итибере и др. Интенсивно развивается муз. жизнь Бразилии. Возникают муз. общества, конц. организации (среди первых - Общество симфонических концертов, 1908, основатель и руководитель до 1933 Ф. Брага), возрастает число иностр. гастролёров, выдвигаются нац. артистич. силы, впервые исполняются произв. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Ф. Шуберта, К. М. Вебера. В 20 в. в Б. м. усиливаются нац. тенденции. Композиторы обращаются к сюжетам из нац. истории и литературы, шире используют нац. фольклор. Одновременно проявляются влияния новых течений европ. музыки. Среди крупнейших мастеров Б. м. - композиторы Э. Вила Лобос, Ф. Миньони, О. Л. Фернандис. Творчество главы нац. направления Вила Лобоса заложило основы совр. Б. м. Велика его роль в деле муз. просвещения: он основал во мн. городах муз. школы и хор. коллективы, организовал Национальную консерваторию хорового пения (1942), по его инициативе в 1945 в Рио-де-Жанейро была создана Бразильская муз. академия (был её бессменным президентом). После смерти Вила Лобоса нац. направление в Б. м. возглавляет комп., дирижёр и муз.-обществ. деятель М. Камарго Гуарньери (с 1960 президент Браз. муз. академии). К этому направлению принадлежат Л. Галет, Ж. Октавиану, Э. Таварис, комп. и дирижёр Ж. Сикейра, Р. Гнатали, Ф. Виана, Л. Косми и др. В Бразилии ведётся интенсивная работа по изучению нац. фольклора. Среди браз. музыковедов и фольклористов - Р. Алмейда, М. ди Андради, О. Алваренга, Л. Э. Корреа ди Азеведу. В 1943 основан Центр фольклорных исследований. Движение за обновление нац. музыки и муз. жизни получило выражение в создании ряда новых организаций, в т. ч. Гос. департамента по муз. и культурному воспитанию, а также исполнительских коллективов. До 60-х гг. 20 в. муз. жизнь концентрируется в основном в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, где действуют проф. оперные театры (муниципальные, финансируемые гос-вом и муниципалитетами). В кон. 30 - нач. 40-х гг. эти театры начали включать в свой репертуар нац. оперы и балеты. С 50-х гг. в Бразилии проводятся ежегодные т. н. «национальные циклы»: в течение неск. недель (обычно в нач. сезона) театры показывают спектакли браз. авторов в исп. отечеств. артистов. В остальное время преобладают классич. зап.-европ. оперы, выступают преим. гастролёры. Популярны муз.-драм. спектакли типа мьюзиклов (на сюжеты из жизни Бразилии). Значительны достижения в области исполнительской культуры. В 1930 по инициативе Н. Синтра был организован Филармонич. оркестр, ставший основой первого проф. симф. коллектива страны - оркестра Муниципального театра в Рио-де-Жанейро. В 1940 при участии Ж. Сикейры там же возник Браз. симф. оркестр, а затем Национальный симф. оркестр (единственный крупный коллектив, финансируемый гос-вом). В 1921 создано Общество симфонических концертов в Сан-Паулу, организовавшее собств. оркестр. Симф. коллективы, содержащиеся за счёт муниципалитетов и частных пожертвований, существуют в Порту-Алегри, Белу-Оризонти, Ресифи, Салвадоре. Кроме того, в крупных городах работают постоянные камерные ансамбли, в т. ч. струн. квартет Рио-де-Жанейро, Муниципальный квартет Сан-Паулу. Известную помощь развитию исполнительского искусства оказывают браз. радиостанции, располагающие орк. и хор. коллективами. Крупнейшие хоры страны работают в Рио-де-Жанейро (2 хора), Порту-Алегри (хоровой ансамбль), Белу-Оризонти (ансамбль «Мадригал Возрождения»), Сан-Паулу. Организаторами конц. жизни являются частные импресарио и муз. ассоциации - «Общество культуры», «Ассоциация искусств», «Концертная ассоциация», «Ассоциация хорового пения» и др. В сер. 20 в. выдвигаются исполнители, получившие мировую известность, в т. ч. дирижёры Э. ди Карвалью, Ж. Сикейра, пианисты А. Эстрела, А. С. Шик, Ж. Клайн, скрипач О. Боргета, исполнители нар. и популярных песен В. Орика, Ж. Гуларт и др. В 1954 создана первая проф. организация - Союз музыкантов, объединяющий композиторов, исполнителей и педагогов. Союз совм. с организацией «Бразильская музыкальная молодёжь» устраивает общедоступные симф. и камерные концерты для молодых слушателей. В 1960 по инициативе прогрессивных музыкантов во главе с Ж. Сикейрой, Ф. Миньони, П. ди Асисом и А. Эстрелой была создана др. проф. организация - Орден музыкантов. Он ведёт пропагандистскую работу, борется за улучшение материального положения музыкантов, участвует в решении разл. вопросов муз. жизни. Старейший уч. центр страны - Нац. школа музыки Браз. университета (основанная в 1841 Корол. консерватория, в 1890 стала Нац. муз. институтом, который в 1931 вошёл в состав университета, а с 1937 был превращён в Нац. школу музыки). Школа имеет большую б-ку, коллекцию редких муз. инструментов. Среди др. науч. и уч. муз. заведений - Браз. муз. академия, носящая имя О. Л. Фернандиса (осн. в 1945), Браз. консерватория (осн. в 1936), Консерватория драмы и музыки в Сан-Паулу (осн. 1909); проф. муз. уч. заведения существуют также в Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи. Педагогов музыки для средних школ готовит Нац. консерватория хор. пения. Муз.-издат. дело в Бразилии находится в зачаточном состоянии. Выпускаются гл. обр. популярные эстрадные произв. Наиболее крупное издательство - отделение итал. фирмы «Рикорди» в Сан-Паулу. Муз. журналы, в т. ч. «Revista da Musica Popular» (R. de Jan., с 1955), «Revista Brasileira de Musica» (там же, с 1962), выходят нерегулярно.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь