на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БРАНЛЬ (франц. branle - качание, хоровод) - старинный франц. танец. Вначале нар. хороводный, позднее становится также бальным, придворным. Известны его многочисл. разновидности («простой Б.», «двойной Б.», «весёлый Б.» и др.) и местные варианты (Б. из Пуату, Б. из Шампани). «Весёлый бранль» из сюиты (1664) одного из братьев Брюлар, участников придв. франц. ансамбля. «24 скрипки короля». Иногда сопровождался пением (куплеты с припевом). Темп Б. умеренно быстрый, оживлённый, размер обычно двухдольный, иногда трёхдольный (в «весёлом Б.», включавшем прыжки и раскачивания) и четырёхдольный (в Шампани). Бальный Б. более плавен и спокоен, нар. - порывист, чеканен. В 15 в. исполнялся как завершение бас-данса, от которого, возможно, и происходит. В 16 в. Б. - самостоятельный танец. В это время появляются целые сюиты бранлей. Танец получил распространение также в Англии (броул), Италии (брандо), Испании (бран) и в др. странах. С нач. 18 в. Б. почти исчезает, временами появляется лишь в стилизациях старинной музыки (напр., «Агон» Стравинского, 1953-57).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь