на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БУЛЕЗ (Boulez) Пьер (р. 26 III 1925, Монбризон, деп. Луара) - французский композитор, дирижёр и пианист. Окончил католич. коллеж (изучал математику и технику). С 1942 занимался в Парижской консерватории у О. Мессиана (композиция и гармония), А. Ворабур (контрапункт), а также в классах дирижирования и фп. В 1945-46 изучал под рук. Р. Лейбовица серийную технику композиции. В 1946-56 муз. руководитель театра «Мариньи», где выступала труппа Ж. Л. Барро и М. Рено (дирижировал, писал музыку к спектаклям). В 1951 вместе с О. Мсссианом и А. Жоливе вошёл в исследоват. группу П. Шеффера (Groupe de Recherches), экспериментировавшую в области конкретной и электронной музыки. В 1954 Б. организовал концерты новой музыки под назв. «Domaine musical» (в 1968 передал руководство концертами Ж. Ами). В 1960-63 преподавал в базельской Академии музыки (муз. анализ), в 1962 в Гарвардском университете (США) прочёл цикл лекций о музыке 20 в. В 60-е гг. принимал активное участие в работе Дармштадтских семинаров новой музыки, выступал в муз. печати. Дирижировал оркестрами Би-Би-Си (Англия), Нью-Йоркской филармонии, французскими - Национальным, Ш. Ламурё, Парижской консерватории, амстердамским «Консертгебау», Венским филармонич. оркестром. С этими коллективами Б. концертировал по Европе и США (в 1967 с оркестром Би-Би-Си посетил СССР). С 1971 главный дирижёр Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Б. - виднейший представитель совр. муз. авангарда (см. Авангардизм). Развивая принципы А. Веберна, он пришёл к созданию метода «тонального», или «интегрального», сериализма (см. Серийная музыка), в котором серия регулирует не только горизонталь и вертикаль, но и ритмич., тембровую и динамич. стороны музыки. С этим связаны отказ от тематизма и мелодии, «пуантилистическая» манера письма (см. Пуантилизм). В ранних произв. Б. заметно влияние экспрессионизма, в дальнейшем начинают преобладать элементы сонористики (см. Соноризм), «чистого» тембра. Этот поворот намечается в центральном по значению произв. Б. «Молоток без мастера» (1954). После 1963 Б. сочиняет мало, почти всецело посвятил себя дирижёрской деятельности.
Соч.: для голоса и орк. - Солнце вод (Le soleil des eaux, для сопрано, тенора, баса, хора и орк., текст Р. Шара, 1948, радиопремьера, окончат. ред. 1950; исп. 1952, Зальцбургский фестиваль Междунар. общества новой музыки), Свадебный лик (Le visage nuptial, 5 поэм для сопрано, контральто, женского хора и орк., текст Шара, 1-я ред. 1946, 2-я - 1952, исп. 1957, Кёльн), Складка на складке - портрет Малларме (Pli selon pli - portrait de Mallarmй, для сопрано и орк., 1958-67); для голоса и инстр. ансамбля - Молоток без мастера (Le marteau sans maitre, для контральто, альтовой флейты, гитары, вибрафона, ударных, текст Шара, 1954, нов. ред. 1957); для орк. - Poesie pour pouvoir (для 3 орк. и электроинструментов, 1958), Фигуры, Дубли, Призмы (для большого орк., 1958-66); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Полифония X (для 18 струн, инструментов, 1951); для 2 фп. - Структуры (тетр. 1, 1952; тетр. II, 1961); произв. для фп., театр, музыка и др. Лит. соч.: Penser la musique aujourd'hui, P., 1964 (на нем. яз. - Musikdenken heute, в кн.: Darmstädter Beitrage zur Neuen Musik, Mainz, 1963); Releves d'apprenti, P., 1966.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь