на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БУЛЕЗ (Boulez) Пьер (р. 26 III 1925, Монбризон, деп. Луара) - французский композитор, дирижёр и пианист. Окончил католич. коллеж (изучал математику и технику). С 1942 занимался в Парижской консерватории у О. Мессиана (композиция и гармония), А. Ворабур (контрапункт), а также в классах дирижирования и фп. В 1945-46 изучал под рук. Р. Лейбовица серийную технику композиции. В 1946-56 муз. руководитель театра «Мариньи», где выступала труппа Ж. Л. Барро и М. Рено (дирижировал, писал музыку к спектаклям). В 1951 вместе с О. Мсссианом и А. Жоливе вошёл в исследоват. группу П. Шеффера (Groupe de Recherches), экспериментировавшую в области конкретной и электронной музыки. В 1954 Б. организовал концерты новой музыки под назв. «Domaine musical» (в 1968 передал руководство концертами Ж. Ами). В 1960-63 преподавал в базельской Академии музыки (муз. анализ), в 1962 в Гарвардском университете (США) прочёл цикл лекций о музыке 20 в. В 60-е гг. принимал активное участие в работе Дармштадтских семинаров новой музыки, выступал в муз. печати. Дирижировал оркестрами Би-Би-Си (Англия), Нью-Йоркской филармонии, французскими - Национальным, Ш. Ламурё, Парижской консерватории, амстердамским «Консертгебау», Венским филармонич. оркестром. С этими коллективами Б. концертировал по Европе и США (в 1967 с оркестром Би-Би-Си посетил СССР). С 1971 главный дирижёр Нью-Йоркского филармонич. оркестра. Б. - виднейший представитель совр. муз. авангарда (см. Авангардизм). Развивая принципы А. Веберна, он пришёл к созданию метода «тонального», или «интегрального», сериализма (см. Серийная музыка), в котором серия регулирует не только горизонталь и вертикаль, но и ритмич., тембровую и динамич. стороны музыки. С этим связаны отказ от тематизма и мелодии, «пуантилистическая» манера письма (см. Пуантилизм). В ранних произв. Б. заметно влияние экспрессионизма, в дальнейшем начинают преобладать элементы сонористики (см. Соноризм), «чистого» тембра. Этот поворот намечается в центральном по значению произв. Б. «Молоток без мастера» (1954). После 1963 Б. сочиняет мало, почти всецело посвятил себя дирижёрской деятельности.
Соч.: для голоса и орк. - Солнце вод (Le soleil des eaux, для сопрано, тенора, баса, хора и орк., текст Р. Шара, 1948, радиопремьера, окончат. ред. 1950; исп. 1952, Зальцбургский фестиваль Междунар. общества новой музыки), Свадебный лик (Le visage nuptial, 5 поэм для сопрано, контральто, женского хора и орк., текст Шара, 1-я ред. 1946, 2-я - 1952, исп. 1957, Кёльн), Складка на складке - портрет Малларме (Pli selon pli - portrait de Mallarmй, для сопрано и орк., 1958-67); для голоса и инстр. ансамбля - Молоток без мастера (Le marteau sans maitre, для контральто, альтовой флейты, гитары, вибрафона, ударных, текст Шара, 1954, нов. ред. 1957); для орк. - Poesie pour pouvoir (для 3 орк. и электроинструментов, 1958), Фигуры, Дубли, Призмы (для большого орк., 1958-66); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Полифония X (для 18 струн, инструментов, 1951); для 2 фп. - Структуры (тетр. 1, 1952; тетр. II, 1961); произв. для фп., театр, музыка и др. Лит. соч.: Penser la musique aujourd'hui, P., 1964 (на нем. яз. - Musikdenken heute, в кн.: Darmstädter Beitrage zur Neuen Musik, Mainz, 1963); Releves d'apprenti, P., 1966.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БУ..

БРАМС

БРАУН

БРЕЙН

БРЕЛЬ

БРЕНЕ

БРИАН

БРИДЖ

БРИЛЬ

БРОТТ

БРУЧИ

БРЮНО

БУБЕК

БУБЕН

БУГИЧ

БУКИЯ

БУККЕ

БУКОВ

БУКША

БУЛАТ

БУЛИЧ

БУЛЛЬ

БУНИН

БУРРЕ

БУЧЕК

БЭЛЗА

БЮЛАН

БЮЛОВ

БЮНУА

БЮХЕР

ВАВРА

ВАЙЗЕ

ВАЛЕН

ВАЛЬС

ВАМБИ

ВАНЧА

ВАРЕЗ

ВАТЛО

ВЕБЕР

ВЕЙЛЬ

Музыкальный словарь ver16