на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


БЮГЕЛЬГОРНЫ (нем. Bügelhorn, от франц. или англ. bugle - сигнальный рожок и нем. Horn - рог) - семейство духовых амбушюрных инструментов разл. размеров и диапазонов. Возникли в процессе усовершенствования широкомензурного пехотного сигнального рожка. Вначале появились Б. с клапанами. Их металлич. ствол имел 7 отверстий, снабжённых клапанами; 6 из них - закрытые. При ненажатых клавишах клапанов можно было извлечь осн. тон инструмента. Ближайший к раструбу клапан - открытый, понижающий на полтона. Б. с клапанами изготовлялись трёх размеров: сопранино в строе Es, сопрано в строе С и сопрано в строе В. В нач. 19 в. они применялись в дух. оркестрах. Б. строя В был использован Дж. Мейербером в опере «Роберт-Дьявол». Ок. 1830 появились Б. с вентилями (пистонами). Изготовлялись их разновидности: сопранино в строе Es, сопрано в строе В, альт в строе Es, тенор в строе В, баритон в строе В (имел ту же длину ствола и строй, что и предыдущий, но более широкую мензуру), бас в строе Es, контрабас в строе В, субконтрабас в строе Es. Звучание Б. мягкое, но менее характерное и благородное, чем у трубы и валторны. Б. прочно вошли в состав дух. оркестров. В симф. оркестре применяется только Б.-туба (см. Туба). В 1845 бельг. мастер А. Закс создал семейство Б. с улучшенной мензурой, которые получили назв. саксгорны. Постепенно они вытесняют Б. старой конструкции.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь