на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstanz; франц. danses du salon; итал. ballo; испан. baile) - совр. обозначение танцев, которые служат для обществ. развлечения и исполняются парой или бульшим количеством участников на танц. вечерах, балах. Б. т. возник в 15 в. в Италии, затем распространился во Франции, к-рая в 16-17 вв. стала законодательницей Б. т. во всей Европе. Первоначально Б. т. не имели чётко установленной формы. Преобладали т. н. «низкие танцы» (бас-данс, франц. basse dance) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали нар. танцы, приспособлявшиеся исполнителями к чопорности и этикету двора. Обычно Б. т. объединялись попарно, напр. эстампида или бас-данс с сальтарелло, павана с гальярдой, пассамеццо с гальярдой, курантой или канари. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались франц. бранль и вольта. В 17 в. Б. т. распространяется по всей Европе. Любимыми Б. т. становятся бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занимает менуэт. Созданная в Париже (1662) Академия танца регламентировала стиль и манеру исполнения Б. т. (парадность, запрещение импровизации, определённый церемониал и т. п.). Большой известностью в это время пользовались танцмейстеры П. Бошан, Л. Пекур (Франция), Э. Наварро (Испания). В 18 в. появляются новые, более свободные танцы: франц. паспье, мюзет, ригодон, англ. контрданс и экоссез, нем. лендлер. Если в 17 в. балы устраивались только в аристократич. обществе, то с нач. 18 в. всё большее значение приобретают публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715, а в 1797 там было их устроено уже 684; в 1768 было открыто первое спец. помещение для танцев, названное английским словом, обозначавшим место общественных увеселений, - воксал (vauxhall). После Великой французской революции Б. т. утрачивает свой аристократически-величественный характер. Повсеместное распространение получают лансье, лендлер, галоп, канкан и, наконец, полька, мазурка, полонез. В 19 - нач. 20 вв. появляются спец. помещения и площадки для танцев (кафе-шантаны, танц. бары, залы, садовые площадки). С сер. 19 в. самым популярным танцем становится вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына, опиравшихся на лучшие традиции классич. музыки и создававших свои вальсы для полного симф. оркестра. В 20 в. Б. т. испытывает сильное англо-амер. влияние. Появляются бостон, фокстрот, танго, а после 1-й мировой войны 1914-18 - румба, самба. Совр. Б. т. - вальс, танго, квикстеп, медленный фокстрот, ча-ча-ча, буги, твист и др. Развитию Б. т. в России содействовали учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718). С сер. 18 в. Б. т. входил как обязательный предмет в программы мн. рус. учебных заведений. В 19 - нач. 20 вв. большое влияние на Б. т. оказал рус. балет. Его артистами был создан ряд новых Б. т.- падеграс, падетруа, падепатинер, па д'эспань и др. В сов. время продолжают бытовать мн. старые Б. т., появляются и новые - полянка, качели, ёлочка и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
БА..

УНДЕЦИМАККОРД

ФИТИНГОФ-ШЕЛЬ

ФОНОГРАМАРХИВ

ХЕЛЬМЕСБЕРГЕР

ХОДЖА-ЭЙНАТОВ

ХОМОВОЕ ПЕНИЕ

ЧЕРНОМОРДИКОВ

ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД

ЭРВЕЛУА ДЕ КЭ

ЭРДМАНСДЁРФЕР

ЭРИУГЕНА СКОТ

Музыкальный словарь ver16