на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦЕЗУРА (от лат. caesura - рубка, рассечение) - термин, заимствованный из теории стиха, где он обозначает определяемое метром постоянное место словораздела, членящее стих на полустишия (синтаксич. пауза при этом не обязательна). В антич. стихе это членение совпадает с членением муз. фразы. В музыке, по связанной со стихом, Ц. но метрическая, а смысловая грань, выявляемая в исполнении переменой дыхания, остановкой и т. п. Подобно синтаксич. знакам препинания, Ц. бывают различными по глубине, наряду с разграничительной могут выполнять соединит. функцию («паузы напряжения»). Как исполнительское указание (напр., у Г. Малера) слово «Ц.» означает люфт-паузу (обычно более заметную сравнительно с не имеющей этого указания). То же значение имеют запятая (применялась уже Ф. Купереном), фермата (на тактовой черте или между нотами), знаки и. Подобные обозначения применяются редко, т. к. в музыке нового времени сквозное развитие, преодолевающее Ц., существеннее, чем фразировочные границы. Последние б. ч. предоставляются композитором на усмотрение исполнителей и нередко относятся к отд. голосам, а не к муз. ткани в целом. М. Г. Харлап.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь