на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЦИМБАЛИСТ (Zimbalist) Ефрем Александрович [р. 9 (21) IV 1889, Ростов-на-Дону] - амер. скрипач, композитор, педагог. Учился игре на скрипке у отца (дирижёра местного оркестра), в 1901-07 - у Л. С. Ауэра в Петербургской консерватории. В 18-летнем возрасте с огромным успехом дебютировал в Берлине (концерт И. Брамса, 7 XI 1907), затем выступал в Лондоне и др. муз. центрах Европы. С 1911 - в США. В том же году состоялся амер. дебют Ц. с Бостонским филармонич. оркестром (27 X; первое исп. в США скр. концерта А. К. Глазунова). С 1914 совершал конц. турне со своей женой - известной певицей А. Глюк. Гастролировал почти во всех странах мира, в т. ч. восточных (2 «кругосветных» турне). В 1934 выступал в Москве и Ленинграде; посетил СССР также в 1948, с 1962 приезжал в Москву в качестве чл. жюри 2-5-го Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского. С 1928 преподавал на скр. ф-те в Муз. институте Кёртис в Филадельфии, в 1941-68 директор и профессор этого института.Игра Ц. отличалась виртуозной отточенной техникой, певучим и мягким звуком, элегантностью исполнит. манеры. Тонкий артистизм и темперамент сочетались у Ц. с некоторым академизмом и интеллектуализмом трактовок, иногда весьма своеобразных. Его репертуар был обширен - от сонат и партит И. С. Баха до концерта Н. Паганини (с каденцией Э. Соре) и его каприсов, а также др. скр. миниатюр, в т. ч. Я. Донта; давал т. н. историч. концерты (от соч. Б. Марини до произв. совр. композиторов разных стран). Ц. был выдающимся педагогом; среди его учеников - ряд видных скрипачей, в т. ч. Ш. Ашкенази (2-я пр. на 5-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского), многие из них играют в лучших симф. оркестрах мира. Автор школы игры на скрипке «Ежедневные упражнения в течение часа» («One hour's daily exercises», N. Y., 1918). Известен и как автор муз. соч., гл. обр. для скрипки.
Соч.: опера Ландара (1956, Филадельфия), муз. комедия Нектар (Honey-dew, 1920, Нью-Хейвен); для орк. - Американская рапсодия (American rhapsody, 1936, 2-я ред. 1943), симф. поэма Портрет артиста (Portrait of an artist, 1945), 3 слав. танца (1911); для инструмента с орк. - концерты: для фп., для скр. (1947), для влч. (1969), конц. фантазия на темы оперы «Золотой петушок» для скр.; камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. с фп. (1927), струн. квартет (1938), пьесы для скр. с фп. - Сарасатеана, Сюита в старинном стиле; песни. Лит. соч.: Говорят председатели и члены жюри, «СМ», 1962, No 6; Третий Международный имени Чайковского, там же, 1966, No 9; [О скрипичном исполнительстве и педагогике], в кн.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики, М., 1968, с. 133-146; Говорят члены жюри, «Советская культура», 1970, 25 июня.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь