на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЦИНК (нем. Zink; итал. cornetto - рожок) - старинный дух. мундштучный муз. инструмент. Имел конич. прямой или изогнутый ствол с 7 игровыми отверстиями (6 на лицевой стороне, 1 на тыльной). Звук извлекался при помощи чашеобразного мундштука (из твердых пород дерева или слоновой кости) с узким отверстием (2-3 мм в диаметре). Ц. с прямым стволом (итал. cornetto diritto) обтягивался кожей белого или жёлтого цвета, известен в 2 видах: Ц. с мундштуком, составлявшим с ним одно целое (общая дл. 580-660 мм), отличался нежным звуком и назывался «тихий» Ц. (нем. stiller Zink); Ц. со вставным мундштуком (общая дл. 550-590 мм), звучал светло и ясно. Ц. с изогнутым стволом - более крупный, обтянут кожей чёрного цвета (нем. schwarzer Zink), звучал грубее прямого. Осн. виды инструментов с прямым и кривым стволами имели диапазон а - а2 (или g - g2). Разновидности Ц.: дискантовый (итал. cornettino), звучал квинтой выше осн. вида, имел диапазон е1 - е3 или d1 - d3 (иногда до а3); теноровый (нем. krumm Zink, итал. cornetto torto) с диапазоном d(c) - d2, звучал квинтой ниже осн. вида, имел S-образную форму и один клапан - С; басовый (появился во Франции в 16 в.), получил назв. серпент. Нек-рые учёные (X. Риман) предполагают, что предшественником Ц. был др.-рим. литуус. О существовании в ср. века Ц. свидетельствуют рейнские миниатюры 11 в. В 14 в. Ц. стал одним из наиболее распространённых муз. инструментов; он был самым ранним мундштучным инструментом с диатонич. звукорядом, что позволяло использовать его как мелодич. инструмент. Несмотря на трудность игры на Ц., он широко применялся в 16-17 вв. в светской, церк. и камерной музыке, а также в т. н. башенной музыке. Ц. включили в свои произв. Дж. Габриели, К. Монтеверди (опера «Орфей»), М. А. Чести («Золотое яблоко»), Г. Шюц (культовые соч.), И. С. Бах (некоторые церк. кантаты), К. В. Глюк (опера «Орфей», венская ред.; одно из наиболее поздних применений Ц.). В сер. 18 в. Ц. ещё использовался в конц. и бытовой музыке, иногда заменяя скрипку, в дух. ансамблях - дискантовый или альтовый тромбон. Постепенно Ц. выходил из употребления; его вытесняли более совершенные инструменты.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЦИ..

ФРИД

ФРОМ

ФУГА

ФУКС

ХАБА

ХАЗЫ

ХАЙТ

ХАЛЛ

ХАРА

ХАРТ

ХАУК

ХЕЙС

ХЕРЦ

ХЕСС

ХИЛЛ

ХИЛЬ

ХОРА

ХОРО

ХОТА

ЦИНЬ

ЦУГА

ЧАНГ

ЧАПИ

ЧЕЙЗ

ЧООР

ШАБР

ШАЙЕ

ШАМО

ШАНО

ШАРП

ШВЕН

ШЕВЕ

ШЕЙН

ШЕЙТ

ШЕНК

ШМИЦ

ШОРР

ШПИС

ШПОР

Музыкальный словарь ver16