на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДАГЕСТАНСКАЯ МУЗЫКА. Многонац. характер даг. культуры определил исключит. богатство и многообразие тем и жанров нар. музыки, разнообразие инструментария, характерных ансамблевых составов, танц. форм. При яркой самобытности муз. искусства каждой национальности Дагестана даг. нар. музыке в целом присуще значит. единство, обусловленное общностью историч. судеб, сходством условий жизни горцев и др. Так, в муз.-поэтич. творчестве даг. народностей выделяется героич. эпос, частью легендарного, частью историч. содержания. В песенном фольклоре повсеместно бытуют сходные обрядовые, шуточные, бытовые, трудовые, любовно-лирич. жанры и т.п. Преобладающая форма вок. исполнительства - сольное пение с инстр. сопровождением. Наиболее типичный вид ансамбля - трио с участием какого-либо ударного инструмента. Интонац. родство музыки даг. народов проявляется в единообразии типичных ладовых и метроритмич. структур, кадансовых оборотов и пр. Наиболее распространены натуральные лады без подчёркнутых вводнотоновых окончаний. Форма песен, как правило, двухчастная. Типично строение песенной мелодии с широким начальным скачком и длит. поступенным нисхождением, нередко секвентного характера. Наиболее типичной формой метрич. организации является переменный метр с чередованием равнодлит. размеров 6/8 и 3/4. Самые употребительные нац. инструменты: духовые - зурна, дудук, балабан, кшул; струнные щипковые - агйч-кумуз, тамур (в Юж. Дагестане также тара, чонгур, саз); смычковые - кеманча и чагана; однорядная «азиатская» гармоника; ударные - тэп и получившие наибольшее распространение в Юж. Дагестане гавал и диплипито. Широко бытуют также баян, балалайка, мандолина, кларнет, скрипка, гитара (последняя - у кумыков). Типичные ансамбли: 2 зурны и гавал; 2 дудука и тэп; кшул, дудук и диплипито; кларнет, гармоника и гавал, и др. Помимо танц., существуют разл. инстр. пьесы (наигрыши, марши) нередко программного содержания (обычно сольные). Танц. музыка отличается мелодич. яркостью, остротой ритмики. Танцы горцев чрезвычайно многообразны и своеобычны. Кроме большого числа разновидностей лезгинки, распространены быстрые пляски в двухдольном метре, медленные плавные танцы, танцы различных даг. народностей и разного локального происхождения («Ахтынский танец», «Дербент» и т.д.). Своеобразной формой нар. муз. профессионализма до Окт. революции 1917 было искусство нар. певцов-музыкантов (у лезгин - ашуг, у лакцев - ашук, у даргинцев - далайла-уста, у кумыков - йырчи, у аварцев - кочохан, шаир и др.). В 1920, после установления Сов. власти в республике, ревкомы городов Темир-Хан-Щуры (ныне г. Буйнакск), Петровск-Порта (ныне г. Махачкала) и Дербента впервые предприняли попытки организации начального муз. образования. В 1926 основано муз. уч-ще в г. Буйнакске (впоследствии переведено в Махачкалу). Большую роль в муз. просвещении сыграла первая даг. радиостанция (1927). К 20-м гг. относятся первые муз.-этнографич. экспедиции и публикации первых сборников нар. песен (Т. Бейбулатов, 1926), танц. мотивов (Г. Гасанов и М. Джемалов, 1927), обр. даг. мелодий для фп. (Е. Юдина, 1927). Важное значение в развитии муз. культуры республики имела деятельность Т. А. Мурадова, П. Ф. Проскурина, X. М. Ханукаева, А. Г. Абрамянца, первой даг. женщины-композитора Д. М. Далгат. Значит. событием в даг. муз. искусстве предвоен. лет была опера основоположника проф. композиторского творчества в Дагестане Г. А. Гасанова «Хочбар» (1937). Среди др. произв. даг. композиторов - 2 концерта для фп. с оркестром (1948, 1958) и камерные сочинения Г. А. Гасанова; симф. сюиты, кантаты «День труда» (1958), «Сказ о свободе» (1958), вок. циклы и песни С. А. Агабабова; песни А. Цурмилова; опера «Айгази» (1952), симфония, оперетта «Проделки Хизри-Мирзи», хоры, 2 струн. квартета Н. С. Дагирова; песни, романсы, оркестровые миниатюры С. А. Керимова; балет «Горянка» (1968, Ленингр. театр оперы и балета), симф. картины «Дагестан» (2-я ред. 1960), «Романтическая сонатина» для фп. (1952), вок. циклы, струн. квартет - «Молодёжный» (1954), концерт для джаза (1964), ревю «Миллион новобрачных» (1971) M. М. Кажлаева; опера «Горцы» (1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета), симфония (1966), вок. цикл «Надписи» (1965, на сл. Р. Гамзатова), «Лакские песни» (1967) и соната для влч. и фп. (1967) Ш. Р. Чадаева. Лакская песня «Салам». Запись Г. А. Гасанова. Лезгинский танец. Запись С. А. Керимова. Среди мастеров нац. исполнительской культуры - певицы нар. арт. Даг. АССР П. Нуцалова, А. Ибрагимова, нар. арт. РСФСР Р. Гаджиева, засл. арт. РСФСР И. Баталбекова, Б. Ибрагимова, М. Гасанова; музыканты-инструменталисты засл. арт. РСФСР У. Абубакаров, засл. арт. Даг. АССР К. Магомедов и др. В Дагестане работают (1973): симф. оркестр (осн. 1932), оркестр даг. нар. инструментов (осн. 1937), Ансамбль песни и танца народов Дагестана (осн. 1935), филармония (1944), муз. уч-ще (1926, Махачкала) и 40 муз. школ. Даг. отделение Союза композиторов РСФСР основано в 1954.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДА..

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ

ХОРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

ЧЕРНОГОРСКАЯ МУЗЫКА

ЭРРЕРА ДЕ ЛА ФУЭНТЕ

Музыкальный словарь ver16