на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДИДРО (Diderot) Дени (5 X 1713, Лангр - 31 VII 1784, Париж) - франц. философ-просветитель, писатель и теоретик искусства, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Основатель и руководитель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et metiers», t. 1-35, 1751-1780), среди многообразных тем которой представлено и муз. инструментоведение (ок. 300 статей). В философских, науч., критич. работах Д. осмыслены проблемы эстетики и теории музыки. Вместе с др. просветителями Д. принимал участие в т. н. «войне буффонов» (был сторонником итальянской бытовой оперы в противовес условной французской придворной мифологической опере). Для Д. музыка - самое могущественное из искусств. Посредством абстрактных, независимых от слов, сочетаний и последовательностей звуков музыка, по мысли Д., способна передавать «все явления природы и все страсти человека». Пение должно следовать естеств. выражению страсти, брать пример в декламации, инстр. сопровождение - усиливать выразительность пения. В подражании пению Д. видел задачу инстр. музыки. Взгляды Д. на музыку отражены в его публицистике и критике («Correspondance litteraire, philosophique et critique», t. 1-16, 1877-82), в соч. «Беседы о «Побочном сыне»« (в кн.: «Le fils naturel, ou Les йpreuves de la vertu», изд. 1757), в брошюре «Уведомление к VI тому» («Avertisment au tome VI», 1756), написанной в ответ на критику Ж. Ф. Рамо («Ошибки по вопросам музыки в энциклопедии»), и особенно в знаменитом памфлете-диалоге «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», 1762-79, впервые изд. в нем. пер. И. В. Гёте, 1805; заглавный персонаж повести, воображаемый собеседник философа - племянник композитора Рамо), где, касаясь музыки, Д. выдвигает преим. проблематику оперного искусства. Суждения по теории музыки находят место как в общих трудах Д. («Письмо о слепых в назидание зрячим» - «La lettre sur les a veugles а l'usage de ceux qui voient», 1749, где между прочим говорится о много гол. сопровождении арий и речитативов), так и в написанном при его участии (с предисловием Д.) спец. теоретич. пособии для любителей музыки А. Бемецридера «Уроки игры на клавесине и принципы гармонии» («Lecons de clavecin et principes d'harmonie», 1771). В этом трактате (к нему примыкает изданная в том же году брошюра Д. «Об «Уроках игры на клавесине и принципах гармонии»«, вошедшая в «Корреспонденции Грима и Дидро») затрагиваются общие проблемы муз. эстетики; авторы приближаются к диалектич. пониманию явлений (напр., взаимоотношение консонанса и диссонанса как сочетание противоречий). Д. занимался также вопросами муз. акустики, чему посв. мн. страницы в «Записках на разные темы математики» («Memoires sur differents sujets de mathematique», 1748).
Соч.: OEuvres completes, t. 1-20, P., 1875-77, переизд., N. Y., 1966; OEuvres, P., 1957; Correspondance, v. 1-9, P., 1955-63; рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Об искусстве, т. 1-2, Л.-М., 1936; Племянник Рамо, М., 1956.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДИ..

ГЮДЕН

ДЁЛЕР

ДЁМИН

ДАВИД

ДАЙНА

ДАЙРА

ДАКЕН

ДАЛЛЬ

ДАМКЕ

ДАНОН

ДЕЗЕД

ДЕЛАЖ

ДЕЛИБ

ДЕППЕ

ДЕТУШ

ДЖАМИ

ДЖОНС

ДЗЕНО

ДИДЛО

ДИДУР

ДИДЫК

ДИЖУР

ДИКОВ

ДИЛАН

ДОББС

ДОЙНА

ДОЙРА

ДОМРА

ДОНАТ

ДОНЕЦ

ДРАГИ

ДРАГО

ДРДЛА

ДРИГО

ДРОБЬ

ДУБЛЬ

ДУДКА

ДУДУК

ДУЛОВ

Музыкальный словарь ver16