на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДИТТЕРСДОРФ, Диттерс фон Диттерсдорф (Ditters von Dittersdorf) Карл (2 XI 1739, Вена - 24 X 1799, Нёйхоф, Богемия) - австрийский композитор. С раннего детства виртуозно играл на скрипке. В 12-летнем возрасте был причислен к капелле принца Заксен-Хильдбургхаузенского в Вене, где получил разностороннее общее и муз. образование. Теорией музыки и композицией занимался у итальянский композитора Дж. Бонно. С 1761 играл в оркестре Венской придв. оперы, где познакомился с К. В. Глюком. В 1763 вместе с Глюком совершил поездку в Италию, с большим успехом выступил там как скрипач. С 1765 был капельмейстером у епископа Гросвардейнского в Венгрии, сменив на этом посту М. Гайдна. В 1769-95 Д. руководил капеллой князя-епископа Бреславльского в Йоханнисберге. Этот период - наиболее плодотворный в биографии композитора. Поддерживая постоянную связь с Веной, Д. сближается с виднейшими музыкантами своего времени, в т. ч. с Й. Гайдном, В. А. Моцартом. Его творчество получает высокое признание в Австрии и др. европ. странах. Последние годы жил уединённо в замке австр. магната. Д. был автором многочисл. инстр. произв. (симфонии, дивертисменты, серенады, квартеты, концерты, сонаты для разных инструментов), опер на нем. и итал. либретто, ораторий, песен, церк. музыки. В области инстр. музыки Д., несмотря на известное влияние творчества Й. Гайдна и В. А. Моцарта, примыкает к стилю т. н. ранней венской школы. Лёгкость, изящество письма, мелодич. доступность тем произв. Д. доставили композитору широкую популярность у современников. Особенно привлекательны его менуэты, в которые Д. вводил элементы нем. нар. танца - лендлера. Нек-рые инстр. сочинения Д. носят программный характер (цикл симфоний по «Метаморфозам» Овидия, из которых три были изданы при жизни композитора, Вена, 1785). Историч. значение творчества Д. определяется гл. обр. его комич. операми, в которых он сочетал характерные для отечеств. зингшпиля образы и песенный строй интонаций с развитыми муз. формами итал. оперы-буффа. Наиболее удачная из них - «Доктор и аптекарь» (пост. 1786, Вена) принадлежит к лучшим образцам австр. зингшпиля. Вместе с тем бульшая часть сочинений Д. оказалась недолговечной из-за легковесности содержания и некоторой эклектичности стиля. Его автобиография издана в 1799, 1909 (нов. изд. К. von Dittersdorf, Lebensbeschreibung, Lpz., 1940). Написал также очерки по вопросам оперной эстетики.
Соч.: оперы - Доктор и аптекарь (1786, Вена), Счастливый обман, или Услужливые дэхи (Betrug durch Aberglauben, Вена, 1786), Любовь в сумасшедшем доме (Liebe im Narrenhause, 1787 или 1788, там же), Красная шапочка (Das rothe Кaeppchen, 1788, там же), Привидение с барабаном (Das Gespenst mit der Trommel, 1794), Дон Кихот Второй (Don Quixote der Zweyte, 1795), Виндзорские проказницы (Die lustigen Weiber von Windsor, 1796), Ярмарка невест (Der Mädchenmarkt, 1797) и др. оперы и зингшпили; для орк. - свыше 100 симфоний (6 симфоний ор. 1, 1766; 6 симфоний ор. 4, 1767; 3 симфонии ор. 5, 1768-69; 3 симфонии ор. 6, 1773; 4 симфонии ор. 7, 1773; 3 симфонии ор. 8, 1773, и др.; обозначение опусов принадлежит издателям); Большой концерт для 11 инструментов (1766); камерно-инстр. ансамбли - 12 трио для 2 скр. и баса, 6 струн. квартетов (1788), 6 квинтетов для 2 скр., альта, влч. и контрабаса (1782), 6 квинтетов для 2 скр., альта и 2 влч. (1789), и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь