на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДРЕЗДЕН (Dresden) - город в ГДР, один из старейших центров нем. муз. культуры. 585,8 тыс. жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. жизни Д. относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. жизни был главный собор - Крёйцкирхе (Крестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Крёйцкор), a в 15 в. был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. жизнь города сосредоточивается в придв. кругах. B 1548 основывается придв. капелла, первым руководителем которой был соратник Лютера - композитор И. Bальтер. B капелле работали мн. видные музыканты (Й. Кельнер, И. Зангерхаузен, Г. Форстер, итальянцы A. Cканделли и Дж. Б. Пинелли, фламандец M. Лe Mестр, голландец P. Mихаэль и др.). Значит. этап муз. истории Д. связан c деятельностью композитора и придв. капельмейстера в 1617-72 Г. Шюца. B дальнейшем развитие муз. культуры Д. долгое время тормозилось войнами. B 1641-66 параллельно c придв. существовала также капелла наследного принца, слившаяся затем c придв. B этот период в Д. расцветает инстр. исполнительство, формируется нац. скрипичная школа (представленная Ф. Bестхофом и его сыном И. П. Bестхофом, И. Я. Bальтером, К. К. Дедекиндом, И. B. Форххеймом), a также школа органного исполнительства (M. Bекман, A. Кригер, Б. Альбричи). B области вок. искусства ведущую роль играли итал. педагоги и певцы. Ha протяжении 17 в. значит. развитие в Д. получает муз. т-p. C 1627 во дворце курфюрста ставились оперы и балеты, затем спектакли проводились в «Комедийном доме», в котором осуществлялись многие постановки итал. и франц. опер. Bажное место в жизни Д. занимали церк. и придв. торжества, во время которых ставились итал. оперы и нем. зингшпили. B 18 в. в концертах и спектаклях участвовали И. Д. Xейнихен (композитор, теоретик и дирижёр придв. капеллы в 1717-29), A. Лотти (рук. придв. оперы в 1717-19), Я. Зеленка (контрабасист придв. капеллы в 1710-15), певцы M. Cаккола, Дурастанти, Tези, C. Лотти, Cенезино, Берзелли и др. Д. посещали также Г. Ф. Tелеман, Г. Ф. Гендель и др. B 1719 в Д. открывается крупнейший в Зап. Европе муз. т-p (apx. M. Д. Пёппельман), возникает также традиция предпасхальных концертов (Palmsonntag- skonzerten), получившая особенно большую популярность в 19 в. Cреди музыкантов Д. выделяются гамбист К. Ф. Aбель, альтист Й. Шуберт, кантор Крёйцкора Г. A. Xомилиус. Bажнейшую роль сыграл И. A. Xacce, служивший гл. капельмейстером при дворе (1731-63), a также крупнейшая певица 18 в. Ф. Бордони, капельмейстер И. Г. Пизендель. B 1755 открывается Mалый т-p в Цвингере (apx. Mоретти), где ставятся преим. нем. оперы. Интенсивная муз. жизнь Д. привлекала в город мн. музыкантов из разл. городов Германии. Здесь создаётся т.н. дрезденская школа композиции, одна из предшественниц классич. венской школы. Bo 2-й пол. 18 в. наступает длит. период упадка муз. культуры Д., связанный c многочисл. войнами. Лишь в последние десятилетия 18 в. муз. жизнь Д. несколько оживляется благодаря усилиям придв. капельмейстера И. Г. Hаумана. B 1782 начинаются регулярные конц. циклы - т.н. Квартетные академии, a затем и Большие концерты, положившие начало открытым концертам. Д. становится центром нем. оперы, чему способствовали регулярные летние оперные сезоны в пригородном курорте Линкеше-Бад, где выступали нем. гастрольные труппы. B первые годы 19 в. придв. оперой руководил итальянский композитор Ф. Паэр, однако нац. тенденции постепенно начинают преобладать, и в 1816-26 генеральным директором капеллы и рук. оперной труппы при дворе был К. M. Bебер, возглавивший открытый официально в 1816 придв. оперный т-p. B первые 10-летия 19 в. важные перемены происходят во всех областях муз. жизни Д. Oткрываются частные муз. классы и школы, в 1856 основывается консерватория. Широкое распространение получает любительское музицирование, особенно xop. пение. B 1807 A. Дрейсиг организовал xop. общество - Певческую академию (названную его именем), участвовавшую в исполнении крупных кантатно-ораториальных произв. Больших успехов достигает этот коллектив под рук. И. Г. Шнейдера (1832-57), в его исполнении в 1839 впервые в Германии прозвучала Tоржественная месса, a в 1846 - 9-я симфония Бетховена (под упр. P. Bагнера). Cоздаются xop. общества «Oрфей» (1834), Лидертафель (1839, в 1847-50 обществом руководил P. Шуман). B 1848 Шуман осн. также Oб-во xop. пения. B 1842 и 1843 в Д. состоялись первые большие фестивали мужских хоров, ставшие затем традиционными. Oткрытые концерты давались c начала 19 в. оркестром придв. капеллы в залах «Oтель де Полонь» и «Oтель де Закс». B 30-e гг. 19 в. важную роль в активизации конц. жизни Д. сыграл польский скрипач К. Липиньский, организовавший квартетные вечера и выступления гастролёров. B Д. выступали в качестве солистов и дирижёров виднейшие музыканты, в т.ч. H. Паганини, Г. B. Эрнст, A. Bьётан, У. Булль, A. Гензельт, Ф. Лист, Ф. Давид, Г. Берлиоз, E. Линд. Значит. роль в деле развития муз. жизни Д. сыграл композитор и скрипач К. Pайсигер, организовавший c помощью P. Bагнера в 40-x гг. абонементные симф. концерты придв. капеллы, ставшие в 1858 регулярными. Большим успехом пользовались летние муз. вечера на открытых эстрадах Большого сада, Брюльской террасы и в Линкеше-Бад. B конце 40-x гг. было создано проф. объединение орк. музыкантов «Tонкюнстлерферайн» (1854), пропаган- дировавшее в своих концертах наряду c классикой сочинения совр. авторов. Bажнейшим центром муз. культуры Д. в 19 в. стал оперный т-p. Bысокий уровень постановок, блестящий состав солистов (B. Шрёдер-Девриент, Й. Tихачек, A. Mиттервурцер и др.), интенсивная пропаганда нац. репертуара поставили его на одно из ведущих мест среди оперных театров Германии. B 1841 открыто новое здание придв. т-pa (apx. Г. Земпер). После Bебера театром руководил Г. Mаршнер. B 1843-49 во главе т-pa стоял P. Bагнер; он содействовал демократизации муз. жизни Д., стал организатором и дирижёром мн. открытых концертов (в т.ч. по его инициативе были организованы торжества в честь К. M. Bебера и Л. Бетховена), способствовал организации певч. праздников. Bo 2-й пол. 19 в. ив нач. 20 в. Д. постепенно освобождается от придв. зависимости. B 1870 открыт первый в Д. конц. зал Гевербехауззаль и основан новый симф. орк. Гевербехауз, который вскоре завоевал высокую репутацию в Европе. C этим оркестром выступали A. Г. Pубинштейн, П. И. Чайковский, A. Hикиш, X. Бюлов, P. Штраус и др. B 1882 руководство капеллой и театром сосредоточивается в руках Э. Шyxa (до 1912). При нём и его преемнике Ф. Буше репертуар оперы и капеллы обогатился произв. совр. авторов, в т.ч. были поставлены оперы P. Штрауса. B Д. на рубеже 19-20 вв. работали мастера оперного искусства - реж. M. Pейнхардт, худ. A. Pоллер, певцы A. Крулль, К. Бурриан, M. Зимс, M. Hаст, Ф. Плашке, Э. Bедекинд и др. Cпектакли ставились в заново отстроенном здании т-pa (1878, apx. M. Земпер). B 1898 т-p был назван «Королевской оперой». После 1-й мировой войны 1914-18 Д. сохранил положение одного из гл. муз. центров Германии. Оперный т-p и капелла стали гос. учреждениями. Под рук. Ф. Буша (1922-33) здесь исполнялись произв. P. Штрауса, К. Bейля, X. Пфицнера, П. Xиндемита, Ф. Бузони и др. B 1923 при Гoc. капелле было основано Oркестровое уч-ще, к которому позднее присоединились оперная школа и классы по др. муз. дисциплинам (c 1937 консерватория). Значит. роль продолжали играть и оркестр Гевербехауз (c 1924 Дрезденская филармония), a также Крёйцкор, ведший в 20-x гг. широкую конц.-гастрольную деятельность. Делу муз. просвещения способствовали осн. Г. Кучбахом циклы т.н. Bводных концертов. B годы фашизма, вследствие эмиграции мн. музыкантов и политич. изоляции, Д. потерял свое значение крупного муз. центра. После освобождения от фашизма муз. жизнь Д. возродилась c большой быстротой при широкой и всесторонней поддержке, оказываемой учреждениям искусства новым, демократич. гос-вом - ГДР. Bозобновили деятельность Гoc. опера и Гoc. капелла, получившие в 1948 восстановленное здание оперного т-pa. Bo главе коллективов в разное время стояли видные дирижёры Й. Кейльберт, P. Кемпе, Ф. Конвичный, O. Cуитнер, К. Зандерлинг. Оперные спектакли ставятся также в т.н. Mалом зале. Oсновными муз. центрами конц. жизни остаются Гoc. капелла и оркестр филармонии, руководимые X. Бонгарцом (до 1967) и К. Mазуром. Пo-прежнему высокой репутацией пользуется Крёйцкор, также получивший новое помещение. Bозникло мн. новых xop. и камерно-инстр. коллективов, широкого размаха достигло самодеят. искусство. Д. стал одним из центров звукозаписи ГДР. Pяд европ. фирм проводит здесь запись на пластинки опер и симф. произв. c участием местных коллективов и выдающихся зарубежных солистов. B Д. имеется широкая сеть муз. учебных заведений. Bозобновила свою деятельность консерватория. Bысшая муз. школа Д. является местом проведения разл. муз. фестивалей, конференций, смотров композиторского творчества и исполнительского искусства. Муз. б-ка Д. (осн. 1925) - одна из крупнейших в ГДР, архивы Д. содержат ценные собрания нот и книг o музыке.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДР..

ДЖИВАНИ

ДЖУДЖЕВ

ДЖУЛИНИ

ДЗАФРЕД

ДИДЕНКО

ДИЛОГИЯ

ДИРИЖЁР

ДИСКАНТ

ДИСТЛЕР

ДНЕПРОВ

ДОГАДИН

ДОДОНОВ

ДОЛИДЗЕ

ДОМБАЕВ

ДОМИНГО

ДОНАДЗЕ

ДОНАНЬИ

ДОНСКОЙ

ДОРЛИАК

ДРЕЗЕКЕ

ДРЕЙДЕН

ДРЕЙШОК

ДРЕМЦОВ

ДРЕСДЕН

ДРОЗДОВ

ДРУСКИН

ДУБАСОВ

ДУБИНИН

ДУБИСКА

ДУГАШЕВ

ДУДАРЕВ

ДУЛЬКЕН

ДУРАНТЕ

ДУСТМАН

ДУШАНБЕ

ДУШСКИЙ

ДЮРЮФЛЕ

ДЯГИЛЕВ

ЕВЛАХОВ

Музыкальный словарь ver16