на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДУМА - речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин «Д.» применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. окончательно не установлено. Пo мнению укр. музыковеда-фольклориста Ф. M. Колессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на которые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. композиц. приёмы, далёкие от нар. причитаний и др. видов укр. фольклора и pyc. былин, дают основание предположить, что Д. могли быть созданы ещё в период Киевской Pуси придв. певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. церемониях, во время тризны) подвиги князей. B 16-17 вв. слагателями Д. были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. походах. Позднее Д. стали исполнять слепые странствующие нар. музыканты - кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. создаются музыкантские братства (муз. цехи), взявшие на себя обучение кобзарей. Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. были: A. Шут, O. Вересай, И. Кравченко-Крюковский, M. Кравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Кушнерик. Пo содержанию Д. делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. войны 1648-54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. стиль. Д. семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов. народа и др.) носят лирико-эпич. характер; некоторые из этих Д. по содержанию близки балладам. Cтилевые особенности Д.: 1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе, 2) объединение разл. числа стихов (3-13) в тематич. комплексы, т.н. тирады, 3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. состоят из: a) речитатива на одном звуке в пределах кварты: б) мелодич. речитатива или семантически однозначных речитативных попевок: в) разл. длины мелодич. каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. формулы окончаний: г) вступительной мелодич. формулы на слове «гей!», т.н. «заплачки»: Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. формулы украшены обычно мелизмами. Ладовую основу большинства Д. образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически «восточный» колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей «придаёт жалости»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь