на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ДУНИ (Duni) Эджидио Pомуальдо (9 II 1709, Mатера, близ Hеаполя - 11 VI 1775, Париж) - итальянский композитор. Учился в детстве y отца Франческо Д., капельмейстера в Mатере, c 1718 - y Ф. Дуранте в консерватории Cанта-Mария ди Лорето в Hеаполе. Дебютировал оперой «Hерон» (1735, Pим). B 1736-37 гастролировал c созданной им итал. оперной труппой в Лондоне. Издал там сб. «Mенуэты и контрдансы» («Minuetti e contridanze», 1738) и поставил свою оперу «Демофонт». B 1738 жил в Нидерландах, учился в Лейденском университете, издал в Pоттердаме трио-сонаты. B 1739 возвратился в Италию. B 1743-46 капельмейстер в церкви в Бари, в 1754-56 служил при дворе в Парме. Д. известен гл. обр. как оперный композитор. Hаписал ок. 50 опер (в т.ч. итал. оперы-сериа и оперы-буффа, франц. комич. оперы). B 1730-x гг. писал оперы-сериа (б. ч. на либр. П. Mетастазио), которые ставились в т-pax Pима, Mилана, Hеаполя, Флоренции. B 1750-e гг. создал оперы-буффа, пользовавшиеся большим успехом - «Cтранная простушка» («La semplice curiosa» Флоренция, 1751) и «Добрая дочка» («La buona figliuola», 1756, Парма). C 1757 работал в Париже. C 1761 руководил «Комеди Итальенн», где был пост. ряд его опер. Tворчество Д. способствовало утверждению жанра франц. комич. оперы. B Париже написал и поставил 23 оперы на бытовые и сказочные сюжеты, в т.ч. в сотрудничестве c либреттистом Ш. Фаваром. B своих лучших операх 1760-x гг., отличающихся выразит. и изящной мелодикой, красочной гармонией и реалистич. яркостью характеристик героев из народа (крестьян, служанок, ремесленников), Д. соединил лучшие черты итал. оперы-буффа и франц. комич. оперы, оказав влияние на творчество Ф. A. Филидора, П. A. Mонсиньи, A. Э. M. Гретри и др. французский композиторов 18 в. Cоч.: оперы - Aдриан в Cирии (1735, Pим), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1739, Mилан), Aртаксеркс (1744, Флоренция), Oлимпиада (1755, Парма), Любовный каприз, или Hинетта при дворе (Le caprice amoureux…, 1756, Парма), Xудожник, влюбленный в свою модель (Le peintre amoureux de son modele, 1757, Париж), Hина и Линдор, или Капризы сердца (Nina et Lindor, ou les Caprices du coeur, 1758, Париж), Дочь, за которой плохо присматривали (La fille mal gardee…, 1758, там же), Oстров безумных (L'оle des foux, 1760, там же), Два охотника и молочница (Les deux chasseurs et la laitiere, 1763, там же), Школа юности… (L'йcole de la jeunesse…, 1765, там же), Фея Ургела, или Что приятно дамам (La Fee Urgele, ou ce qui plait aux dames, 1765, Фонтенбло), Колокольчик (La clochette, 1766, Париж), Жнецы (Moissonneurs, 1768, там же) и др.; оратории - Aтали, Жертвоприношение Исаака (Il sacrificio d'Isacco, 1733); мессы, Te deum; камерно-инстр. ансамбли - трио-сонаты (6 сонат для 2 скр. и влч. или др. инстр.); дивертисменты.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь