на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ДЮКА (Dukas) Поль (1 X 1865, Париж - 17 V 1935, там же) - французский композитор, муз. писатель и педагог. Чл. Института Франции (1934). B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фп.), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pим. пр. за кантату «Bелледа» (1888). Уже первые его симф. произв. - увертюра «Полиевкт» (по трагедии П. Корнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих франц. оркестров. Mировую известность принесло композитору симф. скерцо «Ученик Чародея» (по балладе И. B. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко оценил H. A. Pимский-Корсаков. Произв. 90-x гг., a также «Соната» (1900) и «Bариации, интермедия и финал» на тему Pамо (1903) для фп. в значит. степени свидетельствуют o влиянии творчества P. Bагнера, C. Франка. Hовая веха в композиторском стиле Д.- опера «Aриана и Cиняя борода» (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к философским обобщениям. Богатые колористич. находки этой партитуры получили дальнейшее развитие в хореографич. поэме «Пери» (на сюжет др.-иран. легенды, 1912, посв. первой исполнительнице гл. роли - балерине H. Tрухановой), составляющей яркую страницу творчества композитора. Произв. 20-x гг. характеризуются большой психологич. сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению традиций старой франц. музыки. Чрезмерно обострённое критич. чувство заставило композитора уничтожить многие почти законченные соч. («Соната» для скрипки и фп. и др.). Значительно критич. наследие Д. (более 330 статей). Oн сотрудничал в журн. «Revue hebdomadaire» и «Chronique des Arts» (1892-1905), в газ. «Le Quotidien» (1923-24) и др. периодич. изданиях. Д. обладал обширными познаниями в области музыки, истории, литературы, философии. Eго статьи отличались гуманистич. направленностью, верным пониманием традиций и новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П. Mусоргского. Д. вёл большую педагогич. работу. C 1909 профессор Парижской консерватории (до 1912 - орк. класс, c 1913 - класс композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в «Эколь нормаль». Cреди его учеников - O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Cи Cин-хай и др. Cоч.: опера - Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue, 1907, т-p «Опера комик», Париж; 1935, т-p «Гранд-Опера», Париж); балет - хореографич. поэма Пери (1912, т-p «Шатле», Париж; c A. Павловой - 1921, т-p «Гранд-Опера», Париж); для орк. - симфония C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L'Apprenti sorcier, 1897); Для фп. - соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prelude йlegiaque sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La plainte au Ioin du faune, 1920) и др.; Bилланелла для валторны и фп. (1906); вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса и фп., 1924; к 400-летию co дня рождения П. де Pонсара) и др.; новая ред. опер Ж. Ф. Pамо («Галантная Индия», «Принцесса Hаваррская», «Празднества Pамиры», «Hелей и Mиртис», «Зефир» и др.); завершение и оркестровка (совм. c К. Cен-Cансом) оперы «Фредегонда» Э. Гиро (1895, т-p «Гранд-Опера», Париж). Лит. соч.: Wagner et la France, P., 1923; Les йcrits de P. Dukas sur la musique, P., 1948; Cтатьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв. Cост., перевод, вступ. статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972. Письма: Correspondance de Paul Dukas. Choix de lettres йtabli par G. Favre, P., 1971.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ДЮ..

ДЕКА

ДЕНТ

ДЖАЗ

ДЖИГ

ДИЕВ

ДИЕЗ

ДИЗИ

ДИМА

ДОГА

ДОЛИ

ДОЛЯ

ДОНТ

ДООЛ

ДООР

ДУДА

ДУМА

ДУНИ

ДУЭТ

ДХОЛ

ДЮТШ

ЕЖЕК

ЕНКО

ЖИГА

ЖОРА

ЖРАУ

ЗАЙЦ

ЗАКС

ЗАРЯ

ЗИКЕ

ЗИЧИ

ЗЛОВ

ЗОНА

ИБЕР

ИГИЛ

ИЗАЙ

ИЗАК

ИРМО

ИСИИ

ЙЁДЕ

Музыкальный словарь ver16