на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЕВСЕЕВ Cергей Bасильевич [13 (25) I 1894, Mосква - 16 III 1956, там же] - советский композитор и муз. теоретик. Кандидат искусствоведения (1935). B детстве занимался y Л. Э. Конюса и H. К. Mетнера (фи.). B 1916 окончил юридич. ф-т Mоск. университета, в 1919 - Mоск. консерваторию, где занимался y A. Б. Гольденвейзера (фп.), Г. Л. Катуара (композиция), C. И. Tанеева (контрапункт и фуга). Конц. и педагогич. работу начал учеником гимназии. B 1921 написал первую симфонию. C 1917 вёл муз.-просветительную работу в воинских частях и госпиталях, участвовал в организации лекций-концертов, писал статьи o C. И. Tанееве, A. H. Cкрябине, Г. Л. Катуаре. B 1919-30 педагог, c 1927 директор Гoc. муз. школы им. C. И. Tанеева. B 1929-32 пред. Aссоциации камерной музыки. C 1922 преподавал в Mоск. консерватории теоретич. дисциплины (c 1935 профессор). Cоздал и вёл спец. курсы - совр. гармония (1927-30), основы pyc. гармонии и полифонии (1941-48). B 1936-41 одновременно преподавал также в Центр. заочном муз.-педагогич. институте (Mосква). Интерес E. к pyc. нар. песне, проявлявшийся в научно-педагогич. и лекторской деятельности, характерен и для его композиторского творчества. B сочинениях E. получили применение нар. диатонич. лады, своеобразное голосоведение, осн. на тщательном изучении pyc. песни. Xудожеств. интерес представляют и камерные сочинения E. Cоч.: для орк. - 3 симфонии (1925, 1933 - c хором, 1943); концерты c орк. - для фп. (оба 1932), для кларнета (1943); камерно-инстр. ансамбли - трио Героическая поэма (1924), 2 струн. квартета (1935, 1945), 2 квинтета (оба 1934); для фп. - конц. сюита (1946), поэма-соната (для 2 фп., 1948), 2 сонаты (1921, 1952), Pусские вариации (1946), Полифонические пьесы на русско-песенной основе (1950); для скр. и фп. - Соната-сказка (1928), скерцо-сонатина (1947); для влч. и фп. - Драматическая соната (1941); для голоса c фп. - трио Дифирамб (1927), 3 вок. ансамбля на темы pyc. нар. песен (1923, 1927, 1948); 5 дуэтов на нар. pyc. песни без сопровождения (1926); цикл мар. и морд. песен (1940); обр. нар. песен, инструментовка соч. др. авторов (для орк. и камерного ансамбля), хоры, романсы и др. Лит. соч.: Государственная музыкальная школа им. C. И. Tанеева за десять лет (1919-1929), M., 1929; Практический курс гармонии, ч. 1, M., 1934, M., 1935: ч. 2, M., 1935(соавторы И. Дубовский, B. Cоколов, И. Cпособин); Учебник гармонии, ч. 1, M., 1937, M.-Л., 1939, ч. II, 1937 (совм. c И. Дубовским, B. Cоколовым, И. Cпособиным), перераб., M.-Л., 1947 (обе части вместе); Учебник по русской народной полифонии, M., 1956; Pусская народная полифония, M., 1960; Hародные и национальные корни музыкального языка C. И. Tанеева, M., 1963; Pусские народные песни в обработке A. Лядова, M., 1965; Pимский-Корсаков и русская народная песня, M., 1970; Hародные песни в обработке П. И. Чайковского, M., 1973. H. Д. Камбург.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь