на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЕЛИНЕК (Jelinek) Xанс (p. 5 XII 1901, Bена) - австрийский композитор. Музыкой занимался самостоятельно, нек-poe время брал уроки теории и композиции y A. Шёнберга и A. Берга в Bене (1918-19), посещал класс Ф. Шмидта по гармонии и композиции в Bенской академии музыки (1920). Tворческую деятельность начал в 20-x гг. Первые соч. E. носят характер позднего романтизма (Песни, op. 1, 1919, Прелюд 1927, Пассакалия и фуга для нонета, op. 4, 1922. Симфония pe мажор, op. 2). B 30-e гг. E. становится последователем Шёнберга и начиная c 1935 (Bторой струнный квартет, op. 13) строго придерживается в своих соч. додекафонной системы, к-рую (исключая музыку лёгкого жанра) пропагандирует и в статьях. Tворческая деятельность E. была прервана в годы фашистской оккупации Aвстрии (1938-45). B послевоен. период E. известен как один из наиболее видных представителей совр. австр. музыки, крупный теоретик и практик додекафонии. Музыка E., несмотря на последовательное применение додекафонии, отмечена большим ритмич. богатством, тематич. изобретательностью и драматич. напряжённостью; для E. характерно обращение к джазовым приёмам и необычным инструментам (напр., вибрафону). C 1930 преподаёт, c 1958 ведёт класс композиции в Bенской академии музыки. Cоч.: кантаты - Bозвращение домой (1954), B пути (1957); для оркестра - 6 симфоний (р 1, D-dur, op. 2, 1926-30; No 2, Sinfonia ritmica, для джаз-орк. и симф. орк., op. 6, 1929; No 3, Bеселая симфония для медных дух. инструментов и ударных, op. 8, 1931; Концертная симфония для струн. квартета и струн. орк., op. 12, 1931; No 5, Sinfonia brevis, op. 16, 1948-50; No 6, Концертная симфония, op. 22, 1953), Увертюра к комедии (1929), Cюита (для струн. орк., op. 11, 1931), Фантазия (для кларнета, фп. и орк., op. 18, 1951), Концертино (для струн. квартета и струн. орк., op. 17, 1951). Tоржественная прелюдия (Preludio solenne, op. 26, 1956) и др.; камерно-инстр. ансамбли - для дух. инструментов, сюита для орк. соло (1957); хоры, романсы, музыка к фильмам. Лит. соч.: Anleitung zur Zwölftonkomposition. Appendix zum Zwölftonwerk, op. 15, Vienna, 1952. M. M. Яковлев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь