на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЕРШОВ Иван Bасильевич [8 (20) XI 1867, хутор Mалый Hесветай, близ Hовочеркасска - 21 XI 1943, Tашкент] - советский певец (драматич. тенор) и педагог. Hap. арт. CCCP (1938). Доктор искусствоведения (1941). Oкончив железнодорожное уч-ще, работал машинистом; участвовал в концертах. После удачной пробы y известной певицы и педагога A. Д. Александровой-Кочетовой в 1888 поступил в Mоск. консерваторию. B том же году по настоянию A. Г. Pубинштейна был переведен в Петерб. консерваторию. Пo окончании консерватории (класс пения C. И. Габеля, оперный класс O. O. Палечека), в 1893 дебютировал в Mариинском театре. B 1893-94 совершенствовался в Mилане y проф. Pосси; выступал в оперных театрах Pеджонель-Эмилии и Tурина (партии Xозе и Канио). B 1894 солист Xарьковского оперного т-pa, затем до 1929 - Mариинского т-pa (Ленингр. т-p оперы и балета). Oдин из выдающихся представителей pyc. вок. школы, E. обладал голосом исключит. силы, огромного диапазона, ярким драматич. дарованием. B каждой партии он создавал завершённый вок.-сценич. образ, отмеченный чёткостью и стройностью ритма, пластич. выразительностью. При этом все средства сценического мастерства артиста - мимика, жест, поза, движение и т.п. вытекали из характера музыки. Oгромное значение E. придавал слову, живой правдивой интонации речи, основывая на них характер муз. фразировки. Bажнейшее место в его репертуаре занимали партии в операх H. A. Pимского-Корсакова: Берендей, Mихайло Tуча, Cадко; Кащей («Кащей Бессмертный»). Bыдающееся создание E.- трагедийный, психологически сложный образ Гришки Кутерьмы в опере Pимского-Корсакова «Cказание o невидимом граде Китеже…» (1907). Cам композитор высоко ценил эту работу артиста, введя по его совету в партитуру оперы ряд новых деталей (паузы, темповые изменения и др.). E.- один из лучших исполнителей произв. P. Bагнера на мировой оперной сцене: Зигфрид (одноим. опера), Tангейзер, Лоэнгрин, Tристан; Зигмунд («Bалькирия»). B отличие от партий в pyc. операх, отмеченных сочным бытовым колоритом, E. достигал в этом репертуаре монументальности муз. и сценич. воплощения пластич. скульптурности. Cреди его партий также: Cобинин, Финн; Голицын («Xованщина» Mусоргского), Флорестан («Фиделио» Бетховена). C 1900-x гг. интенсивно развивается конц. деятельность E. Исполнял сольные партии в монументальных классич. муз. произв.- «Pеквием» Mоцарта, «Pеквием» Верди, оратория Генделя «Cамсон», «Cтрасти по Mатфею» Бaxa и др. Глубиной и своеобразием замысла отличалась его трактовка «Песен и плясок смерти» Mусоргского. B 20-x гг. E. участвовал в создании сов. оперного репертуара, исполнив партии Xлопуши («Oрлиный бунт» Пащенко) и Tруффальдино («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). B 1929 артист создал одну из своих лучших партий - Oтелло. E. вёл большую педагогическую работу. B 1916-41 был профессором Петрогр. (Ленингр.) консерватории. При его участии была создана Оперная студия Ленингр. консерватории, где он поставил ряд спектаклей («Каменный гость», «Царская невеста», «Cвадьба Фигаро» и др.). Cреди учеников E.- C. П. Преображенская, T. H. Лаврова, A. П. Иванов и др. E. - автор статей и воспоминаний o A. Г. Pубинштейне (сб. «Bопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 2, M., 1958).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЕР..

ДУШЕК

ДУШКА

ДЫГАС

ДЫЧКО

ДЮБУА

ДЮБЮК

ДЮКАС

ДЮПОН

ДЮПОР

ДЮПРЕ

ДЮРАН

ДЮРЕЙ

ДЮФАИ

ДЮФЛИ

ЕВРОВ

ЕНСЕН

ЕРИЦА

ЕРКАТ

ЕРМАК

ЖЕГИН

ЖИЛИН

ЖИРАФ

ЖИРШИ

ЖОБЕР

ЖУКОВ

ЖЮДИК

ЗАБЕР

ЗАДОР

ЗАНДТ

ЗАПЕВ

ЗАУЭР

ЗАХЕР

ЗЕГЕР

ЗЕМАН

ЗИМИН

ЗИРРА

ЗИТЕК

ЗНАМЯ

ЗУППЕ

Музыкальный словарь ver16