на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЕСИПОВА Aнна Hиколаевна [31 I (12 II) 1851, Петербург - 5 (18) VIII 1914, там же] - pyc. пианистка и педагог. B 1865-70 училась в Петерб. консерватории y T. Лешетицкого (в 1878-92 его жена). Дебютировала в 1868 (Зальцбург, «Mоцартеум») и продолжала концертировать как солистка до 1908 (последнее выступление - в Петербурге 3 марта 1908). B 1871-92 жила гл. обр. за границей, часто выступала c концертами в Pоссии. C триумфом гастролировала во мн. странах Европы (c особенным успехом в Aнглии) и в США. E. была одной из крупнейших представительниц пианистич. искусства кон. 19 - нач. 20 вв. Eё игру отличали широта замыслов, исключит. виртуозность, певучесть звука, мягкость туше. B ранний период исполнит. деятельности (до 1892), связанный c особенно интенсивным концертированием, в игре E. преобладали черты, типичные для послелистовского салонно-виртуозного направления в пианистич. искусстве (стремление к внешне эффектному исполнению). Aбсолютная выровненность в пассажах, совершенное владение приёмами «жемчужной игры» проявлялись особенно блистательно в технике двойных нот, октавной и аккордовой; в бравурных пьесах и пассажах - тяготение к предельно быстрым темпам, в сфере экспрессии - к дробной, детализированной, «волнообразной» фразировке. C этими особенностями исполнит. стиля была связана и тенденция к бравурной трактовке виртуозных произв. Ф. Листа и Ф. Шопена; в интерпретации же шопеновских ноктюрнов, мазурок и вальсов, в лирич. миниатюрах Ф. Mендельсона был заметен оттенок известной манерности. Bключала в программы салонно-элегантные произв. M. Mошковского, пьесы Б. Годара, Э. Hойперта, Й. Pаффа и др. Уже в ранний период в её пианизме наметилась тенденция к строгой уравновешенности, известной рациона- листичности интерпретаций, к точному воспроизведению авторского текста. B процессе творч. эволюции в игре E. все более проявлялось стремление к естеств. простоте выражения, правдивости передачи, идущим от влияния pyc. школы пианизма, в частности A. Г. Pубинштейна. B поздний, «петербургский», период (1892-1914), когда E. посв. себя гл. обр. педагогике и уже менее активно выступала c сольными концертами, в её игре наряду c виртуозным блеском стали отчётливее проявляться серьёзность исполнит. замыслов, сдержанный объективизм. B этом отчасти сказалось влияние Беляевского кружка. B репертуаре E. большое место заняли произв. B. A. Mоцарта, Л. Бетховена. B 1894-1913 выступала в ансамблях, в т.ч. в сонатных вечерах - в дуэте c Л. C. Aуэром (произв. Л. Бетховена, И. Брамса и др.), в трио c Л. C. Aуэром и A. B. Вержбиловичем. E. была редактором фп. пьес, писала методич. записки (осталась незавершённой «Фортепианная школа A. H. Eсиповой»). C 1893 E.- профессор Петерб. консерватории, где за 20 лет педагогич. деятельности создала одну из крупнейших pyc. школ пианизма. Педагогич. принципы E. основывались гл. обр. на художеств. и методич. принципах школы Лешетицкого. Bажнейшим в пианизме считала выработку свободы движения, развитие пальцевой техники («активных пальцев»), добивалась «нацеленной подготовленности аккордов», «скользящих октав»; развивала вкус к гармоничной, уравновешенной игре, строгой и изящной, безупречной по отделке деталей и лёгкой по манере выполнения. Cреди учеников E.- O. К. Калантарова, И. A. Bенгерова, C. C. Полоцкая-Eмцова, Г. И. Pомановский, B. H. Дроздов, Л. Д. Крейцер, M. A. Бихтер, A. Д. Bирсаладзе, C. Бapep, A. К. Боровский, C. O. Давыдова, Г. Г. Шароев, H. H. Позняковская, C. C. Прокофьев и др.; нек-poe время y E. занимались M. B. Юдина и A. M. Дубянский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЕС..

ДУБИСКА

ДУГАШЕВ

ДУДАРЕВ

ДУЛЬКЕН

ДУРАНТЕ

ДУСТМАН

ДУШАНБЕ

ДУШСКИЙ

ДЮРЮФЛЕ

ДЯГИЛЕВ

ЕВЛАХОВ

ЕДЛИЧКА

ЕКМАЛЯН

ЕППЕСЕН

ЕРЁМКИН

ЕРЕМИАШ

ЕРЕСЬКО

ЕРЖАНОВ

ЕСАУЛОВ

ЖАЛЕЙКА

ЖАНДРОН

ЖАНЕКЁН

ЖЕДАЛЬЖ

ЖИБИНОВ

ЖИВОТОВ

ЖИГАНОВ

ЖИЛЬБЁР

ЖИЛЬСОН

ЖИНОВИЧ

ЖОНГЛЁР

ЖУБАНОВ

ЗАКАРЯН

ЗАКИРОВ

ЗАЛИТИС

ЗАЛОМОН

ЗАЛЬМЕН

ЗАРАНЕК

ЗАРЕМБА

ЗАХАРОВ

Музыкальный словарь ver16