на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФЕРМАН Валентин Эдуардович [17 (29) IV 1896, Ростов-на-Дону - 23 III 1948, Москва] - советский музыковед. Получил первоначальное муз. образование дома. В гимназические годы выступал как пианист. Учился на юридич. ф-те Моск. университета (1914-17), занимался по теории музыки у А. В. Никольского. В 1919 окончил Ростовский университет (1919). Учился в Донской консерватории (1919-21) по классам фп. (у Н. З. Хейфеца) и теории музыки (у M. P. Гнесина). Работал в Муз. секции Донского отдела нар. образования, был инструктором и концертмейстером в рабочих и красноармейских клубах. С 1921 в Москве. В 1927 окончил Моск. консерваторию (по муз.-теоретич. предметам занимался у Г. Э. Конюса, по композиции - у Г. Л. Катуара и С. Н. Василенко); в 1927-30 был аспирантом там же (рук. М. В. Иванов-Борецкий). С 1930 преподаватель истории музыки (с 1935 профессор), в 1937-43 руководитель кафедры истории зап.-европ. музыки Моск. консерватории. В 1944-47 зав. кафедрой истории музыки в Муз.-пед. институте им. Гнесиных. Среди учеников - И. В. Абезгауз, О. Л. Бекман-Скребкова, В. А. Васина-Гроссман, Я. М. Гиршман, Е. А. Трошева, Т. Н. Ливанова, И. В. Нестьев, Я. С. Солодухо, Н. В. Туманина, Т. Н. Фёдорова, Б. М. Ярустовский. В 1946-48 старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР (руководитель группы истории рус. муз. театра). Основные науч. интересы Ф. связаны с историей зап.-европ. музыки 19 в. Ф. одним из первых среди сов. музыковедов стал заниматься проблемами оперной драматургии. Среди работ Ф. - учебник истории новой зап.-европ. музыки (1940), ряд исследований, посв. М. И. Глинке, Н. А. Римскому-Корсакову, П. И. Чайковскому, рус. оперной школе, сов. опере. В сб. Ф. «Оперный театр» выделяются работы «Оперные воззрения Римского-Корсакова», «Московская частная опера на рубеже XIX и XX столетий». Мн. труды Ф. опубликованы посмертно.
Соч.: Значение творчества Шуберта, в кн.: Дамс В., Франц Шуберт, пер. с нем., М., 1928; Рихард Вагнер. (Социологическая и музыкальная характеристика), М., 1929; Немецкая романтическая опера, «СМ», 1936, No 6; Творческий путь Мейербера, там же, 1936, No 9; Итальянская опера. Цикл концертов, М., 1937; Французская опера. Цикл концертов, М., 1937; Поздний Верди, «СМ», 1938, No 12; Основные направления в западноевропейской опере XVII-XVIII вв., в кн.: Медведева М., Соловцова Л., Штерн М., Опера XVII-XVIII вв., Сб. либретто, М.-Л., 1939; История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.-Л., 1940; Основные принципы построения истории русской оперы, в кн.: Ежегодник Института истории искусств, М., 1948; Оперный театр, М., 1961. Лит: Tуманина Н., В. Э. Ферман (1896-1948), в кн.: Pерман В. Э., Оперный театр, М., 1961. Т. Н. Соловьёва.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь