на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФИГНЕР (урожд. - Мей, Mej) Медея Ивановна (4 IV 1859, Флоренция - 8 VII 1952. Париж) - русская певица (драм. сопрано). По национальности итальянка. Пению училась в консерватории во Флоренции у Бьянки и Г. Панофки, одновременно занималась у певицы К. Кароцци-Цукки. В 1875 дебютировала в местечке Синалунга (близ Флоренции) в партии Азучены. Затем пела во флорентийских оперных театрах. В 1877-87 гастролировала в Италии, Испании, странах Юж. Америки. Встретившись в Италии с H. H. Фигнером, постоянно выступала с ним в оперных спектаклях (в 1889 стала его женой). В 1887 дебютировала в партии Валентины («Гугеноты») на сцене Мариинского театра в Петербурге, где проработала до 1912. Впоследствии изредка выступала на оперной сцене (до 1923), участвовала также в концертах. Преподавала сольное пение в 1-й муз. школе при Пролеткульте (1923-25), 2-м Муз. гос. техникуме (1925-26), Центр. гос. муз. техникуме (1926-1930). С 1930 жила за рубежом. Обладала голосом широкого диапазона (сначала пела партии меццо-сопрано) тёплого, мягкого тембра с лёгким, завуалированным звучанием верхних нот и сочным бархатным нижним регистром. Благодаря прекрасной вок. школе, драм. таланту, обаянию, яркому темпераменту Ф. создавала выразит. жен. образы. Артистка не преодолела полностью старых исполнит. штампов, однако в рус. ролях стремилась к простоте и естественности. Проходила партии Лизы и Иоланты под рук. П. И. Чайковского (их первая исполнительница), Тоски и Мими - Дж. Пуччини, партию Татьяны разучивала с А. Тосканини. Была первой исполнительницей партий Маши и Франчески («Дубровский» и «Франческа да Римини» Направника). В её разнообразном репертуаре - партии Гориславы («Руслан и Людмила»), Наташи («Опричник» Чайковского), Донны Анны («Дон Жуан»), Елизаветы, Эльзы и Брунгильды («Тангейзер», «Лоэнгрин» и «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» Вагнера), Кармен; Маргариты («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто), Дездемоны, Амнерис, Аиды; Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» Чилеа) и др.
Соч.: Мои воспоминания, СПБ, 1912. Лит: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940, с. 186-89; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890-1904, Л., 1974. А. П. Григорьева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь