на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФИГУШ-БИСТРИ (Figus-Bystrэ) Вилиам (28 II 1875, Банска-Бистрица, Словакия - 11 V 1937, там же) - слов. композитор и фольклорист. С 1893 работал сельским учителем в небольших городах Словакии, Венгрии, Югославии, с 1906 руководил хором и давал частные уроки фп. игры в Банска-Бистрице, с 1921 преподавал музыку в местном Учительском институте. В 1914 сдал экстерном гос. экзамен в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште. С 1890 до конца жизни занимался собиранием, публикацией и обработкой (для фп., для хора и оркестра и др. составов) слов. муз. фольклора, делал обработки венг. нар. песен для фп. Изданные им сборники слов. нар. песен в обработке для голоса с фп. («Slovenske l'udove piesne», 1906; полн. собр. - «1000 slovenskych l'udovych piesni», 1925-31) - ценный вклад в нац. муз. культуру. Ф.-Б. принадлежит первая нац. опера «Детван» (1925). К лучшим соч. Ф.-Б. относятся песни для голоса с фп. на слова слов. поэтов - цикл «Мечты» («Tuzby», 1920) и «Мама моя» («Mati moja», 1933). Одним из первых слов. композиторов претворил в своих соч. зап.-слов. (детванский) муз. фольклор, отразив своеобразие слов нар. музыки - импровизационно-рапсодич. характер мелодики разбойничьих песен и интонац. особенности жанра т. н травниц, что наиболее ярко проявилось в последнем соч. Ф.-Б. - вок.-инсгр. сцене «Под Поляной». В его песенном и фп. творчестве ощущается влияние лирики Р. Шумана и Э. Грига.
Соч.: опера Детван (Detvan, по одноим. поэме А. Сладковича, 1925, 1928, Братислава), для солистов, хора и орк. - кантаты Словацкая песня (Slovenska piesen, 1913), Той нашей деревенькой (Тоu nasou dedmockou, 1920), сцена Под Поляной (Pod Pol'anou, 1937), сюита для орк. Из моей юности (Z mojej mladosti); камерно-инстр. ансамбли - соната (1934) и 3 сонатины для скр. с фп., 2 струн. трио (1936), цикл Из детской жизни (Z detskeho zivota, 1912) для скр., альта и фп., фп. квартет (1918); для фп. - Листки из альбома (Listky do pamätnika, 1922), Словацкая соната в лидийском ладу (1935); хоры a cappella (мужские 1914, 1919, в т. ч. Смеркается - Zmraka sa), 12 офферториев (1932); пьесы для органа; песни для голоса с фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь