на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФЛЕХТЕНМАХЕР (Flechtenmacher) Александру [23 XII 1823 (4 I 1824), Яссы - 28 I (9 II) 1898, Бухарест] - рум. композитор, дирижёр, педагог. В 1837-40 обучался игре на скрипке у Й. Бёма и Й. Майзедера в Вене, в 1847-48 совершенствовался в Париже. В 1834-37 и 1842-43 скрипач частных оперных трупп в Яссах. Дирижировал оркестрами Нац. театров в Яссах (1844-52), Бухаресте (1852-53, 1858-79), Крайове (1853-58). Концертировал как скрипач (в 1847 в России). С 1860 занимался педагогич. деятельностью; с открытием Бухарестской консерватории стал её первым директором (1864-69) и профессором по классу скрипки (1864-95). Один из основоположников рум. композиторской школы, Ф. создал первые значит. рум. муз.-сценич., орк., хоровые и вок. произв., получившие большую известность в Румынии. В его музыке ясно ощущаются фольклорные истоки, композитор использует подлинные нар. мелодии, чаще - лэутарские. Своим творчеством Ф. живо откликался на революц. и патриотич. движения в Румынии. Широкое распространение получили его хор. и сольные песни, в т. ч. написанные во время революц. событий 1848 - «Священный день свободы», «Одиннадцатое июня», баллада «Мать Штефана Великого», в период борьбы за объединение Валахии и Молдовы (50-е гг.) - «Хора объединения», «Вставай, румын», в годы подъёма рабочего движения - «Рабочая хора» (1893), ставшая гимном рум. пролетариата. В своих сценич. соч. Ф. также нередко обращался к патриотич.-освободит. тематике (опера «Девушка из Козии», 1870, историч. мелодрама «Крепость Нямц»). Написанная им в 1848 первая рум. оперетта «Баба-Яга» имела большой резонанс благодаря не только живой, национально окрашенной музыке, но и социально заострённому сюжету.
Соч.: опера - Девушка из Козии (Fata de la Cozia, 1870); оперетты - Баба-Яга (Baba Hirca, 1848, Нац. театр, Яссы), Новолуние (Crai nou); музыка к водевилям - Чинел-Чинел, Пэкалэ и Тындалэ, Крестьянская свадьба (Nunta taraneasca), Яссы во время карнавала (Jasii оn carnaval), Иоргу из Садагуры (Jorgu de la Sadagura), Медведи белый и чёрный (Ursul alb si ursul negru), Флорин и Флорика, Милло-директор (Millo-director), Госпожа Кирица в Яссах (Coana Chirita оn Jasi), Янку Жиану, гайдуцкий капитан (Jancu Jianu, capitan de haiduci), Русалии (Rusaliile) и др., мелодрама Крепость Нямц (Сеtatea Neamtului), сценич. канцонетты на стихи В. Александри, в т. ч. Варбу Лэутару (Barbu Lautarul); для орк. - увертюра Молдова (1847); камерно-инстр. соч., хор. и сольные песни, обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь