на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА (итал. camerata - компания, корпорация) - содружество гуманистов-философов, поэтов, музыкантов и любителей музыки. Возникла ок. 1580 во Флоренции по инициативе композитора и мецената графа Дж. Барди, во дворце которого собирались видные деятели искусства и науки, и просвещённого любителя музыки Я. Корси (в его доме, после отъезда Барди в Рим в 1592, продолжались встречи участников Ф. к.; отсюда её др. назв. - Камерата Барди - Корси). Среди наиболее известных членов Ф. к. - поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, П. Строцци, певцы и композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, В. Галилеи, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле. Возникновение Ф. к. во многом подготовила деятельность филолога, историка, знатока антич. учений о музыке Дж. Меи. В своих исследованиях он дал теоретич. обоснование путей развития новой музыки, оказав большое влияние на формирование взглядов В. Галилеи, Дж. Барди и др. Представители Ф. к. стремились возродить принципы антич. муз. искусства, с которыми были знакомы по теоретич. трактатам. Выступали против полифонического пения, за возобновление др.-греч. трагедии на основе монодич. склада (см. Монодия), считали, что музыка должна подчиняться поэзии, следовать за поэтич. текстом, усиливать его эмоциональное воздействие, добивались синтеза поэзии и музыки. Эстетич. воззрения участников P. k. нашли отражение в труде Галилеи «Диалог о древней и новой музыке» (1581), ставшем своего рода программой деятельности Ф. к., и в предисловии к сборнику одногол. мадригалов Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601). С самого начала деятельности члены Ф. к. осуществляли постановки театрализованных мадригалов, интермедий, пасторалей на антич. сюжеты. Здесь формировался новый муз.-декламац. стиль (Stile rappresentativo) - монодия с гармонич. сопровождением (по цифрованному басу), противостоявшая господствовавшей полифонич. музыке. Образцами муз. декламации с инстр. сопровождением стали соч. Галилеи «Песня графа Уголино» («Жалоба Уголино»; текст из «Божественной комедии» Данте) и «Плач пророка Иеремии» (исполнены во дворце Барди в 1581). В Ф. к. родилась идея создания нового муз.-театр. жанра (первоначально назывался «Драма на музыке» - «Drama per musica»; см. Опера), основанного на сочетании сценич. действия с сольным пением; при этом во главу угла ставились ясность декламации, приоритет поэзии. Первыми операми принято считать соч. Пери на сл. Ринуччини - «Дафна» (совм. с Каччини; 1592, пост. в 1597 в доме Корси; не сохранилась) и «Эвридика» - первый известный и наиболее яркий из дошедших до нас образцов (пост. в 1600 в палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи и франц. короля Генриха IV; исполнялась в сопровождении инстр. ансамбля, партию Орфея пел Пери). На то же либретто написал оперу Каччини (пост. в 1602). В предисловиях к партитурам композиторы изложили своё понимание нового стиля (Пери был более последователен в проведении идеи «Drama per musica»). В 1605 исполнялась опера Каччини «Похищение Кефала» на либр. Кьябрера. Вслед за ними появился ряд муз. драм, сочинённых в новом стиле, соединившем муз. декламацию нового типа с песенной мелодией. Деятельность Ф. к. подготовила один из наиболее значит. переломов в истории муз. искусства - переход от полифонич. стиля к гомофонному; от неё ведёт своё начало жанр оперы, а также такие важные для последующего времени жанры, как оратория и кантата.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь