на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ (Fodor-Mainvielle) Жозефина (13 X 1789, Париж - 14 VIII 1870, Сен-Жени, близ Лиона) - французская певица (сопрано). Дочь известного голл. скрипача и комп. Й. A. Pодора (21 I 1751, Венло - 3 X 1828, Петербург), венгра по национальности (с 1787 жил в Париже, о 1794 - в Петербурге). Первоначальное муз. образование получила под рук. отца (с 11 лет выступала вместе с ним в концертах как пианистка и арфистка). Пению обучалась у Э. Бьянки, затем у К. А. Кавоса. Дебютировала в Петербурге в 1808 (по др. источникам - в 1810; партия Розы в опере «Деревенские певицы» В. Фьораванти); в 1812 вышла замуж за французский актёра Менвьеля и уехала из России, концертировала в Стокгольме и Копенгагене. С 1814 выступала в Париже на сцене театра «Опера-комик» (в т. ч. в операх «Ложная магия» Гретри, «Прерванный концерт» Бертона, «Калиф Багдадский» Буальдьё), затем в «Т-р Итальен». В 1816-17 гастролировала в Лондоне (в 1817 в опере «Дон Жуан» спела партию Церлины, к-рая являлась одной из лучших в её репертуаре), в 1818 - в Италии, в т. ч. в Венеции (т-р «Фениче»). В 1819, возвратившись в Париж, с триумфальным успехом выступила в партии Розины на сцене «Т-р Итальен» и пела в этом театре до 1822. Гастролировала в Вене, Неаполе (т-р «Сан-Карло», 1823-25; неоднократно пела здесь и в последующие годы, став любимицей итал. публики), Париже (1825; на сцене «Т-р Итальен» исполнила заглавную партию в опере «Семирамида» Россини). После нек-рого перерыва выступала в Италии (в 1831-32 в Неаполе у Ф.-М. брали уроки пения М. И. Глинка и тенор Н. К. Иванов) и Франции, в последний раз - в Бордо (1833), после чего оставила сцену. Одна из выдающихся европ. певиц 1-й трети 19 в., Ф.-М. обладала лёгким, гибким голосом красивого серебристого тембра, обширного диапазона (охватывал регистры сопрано и меццо-сопрано), виртуозным колоратурным мастерством; её исполнение отличалось совершенным чувством стиля, естественностью. Прославилась в россиниевском и моцартовском репертуаре. Иск-во Ф.-М. высоко ценили Глинка, Дж. Россини, Ф. Мендельсон; Стендаль называл её «великой певицей Севера». Среди лучших партий: Розина, Дездемона; Нинетта, Зельмира, графиня Формутье («Сорока-воровка», «Зельмира», «Граф Ори» Россини), Сюзанна; Донна Анна («Дон Жуан»), Каролина («Тайный брак» Чимарозы), Гризельда, Агнеса («Гризельда», «Агнеса» Паэра), Арсена («Прекрасная Арсена» Монсиньи), Земира («Земира и Азор» Гретри). Опыт артистки и педагога нашёл отражение в её соч.: «Размышления и советы по искусству пения» (1857). В последние годы жизни посещала в Париже муз. салон Россини, иногда выступая на вок. вечерах. Дочь Ф.-М. - Г. Менвьель также была певицей.
Соч.: Reflexions et conseils sur l'art du chant, P., 1857.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь